Новый пластик должен заменить паспорт, пенсионное удостоверение, медицинский полис

В этом году в России начнется масштабный эксперимент. В октябре гражданам трех пилотных регионов - Астраханской области, Башкортостана и Татарстана - начнут выдавать универсальные электронные карты (Российская газета).

Предполагается, что кусок пластика фактически заменит собой паспорт, медицинский и пенсионный полисы, а также банковскую карточку. С 2012 года карту сможет получить по желанию любой россиянин. А с 2014 года на них переведут всех граждан, за исключением тех, кто официально откажется от такой услуги. Карточка должна срабатывать в любом регионе страны, куда бы ни приехал человек. Однако на пути к этой идее может возникнуть немало проблем, предупреждают эксперты.

Переход на пластик прописан в принятом недавно Законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В августе правительство выбрало федеральную уполномоченную организацию по выпуску и обслуживанию карт "Универсальная электронная карта", которой в равных долях владеют банки "Ак Барс", "Уралсиб" и Сбербанк.
Аналоги универсального пластика по предоставлению социальных услуг в отдельных регионах существуют уже несколько лет. Кстати, будут ли они интегрированы в новую систему или все выпущенные карточки придется выкинуть, непонятно. Между тем так называемые социальные карты есть в Москве, Московской, Астраханской и Пензенской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Чувашской Республике, Краснодарском и Красноярском краях. Но они действуют автономно, то есть записанную на карточку услугу человек может получить только в своем регионе.

А хождение по всей стране имеют только банковские карточки, выпущенные самыми мощными кредитными организациями. Но уже в рамках "пилота" люди смогут получать социальные услуги по пластику на территории всех трех включенных в эксперимент регионов. И для этого их базы данных должны быть совмещены.

Для начала предполагается подключить к пластику оказание 15 госуслуг. В дальнейшем каждый регион сможет дополнять карточки собственными электронными приложениями, то есть "подвешивать" на них те региональные и муниципальные услуги, которые считает наиболее важными и востребованными. В будущем, говорил в июне этого года глава Сбербанка Герман Греф, карта обеспечит гражданам доступ к 80 процентам государственных услуг. Главная цель новации как раз и состоит в том, чтобы свести к минимуму общение граждан с чиновниками, а также наладить каналы предоставления различных социальных льгот. Введение подобных карт, полагают эксперты, позволит решить в России такую застарелую проблему, как оказание адресной помощи малоимущим гражданам. И тогда, например, при неожиданном взлете цен на продукты не придется ломать голову над тем, как удержать их рост, не навредив рынку. Материальную компенсацию малоимущему можно будет просто зачислить на пластик. В перспективе, рассчитывают сторонники проекта, карта пригодится для оплаты налогов, страховых сборов, услуг ЖКХ и штрафов ГИБДД.

Однако карт, которые совмещали бы в себе одновременно идентификатор гражданина для получения льгот и банковскую карту, нет даже в развитых государствах, напоминают аналитики.
Ближе всего к такому варианту подошли лишь небольшие государства - Эстония и Сингапур, говорит директор центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве Михаил Брауде-Золотарев. Причин здесь несколько - дороговизна, технические и политические сложности проекта.

Сколько будет стоить проект по запуску универсального пластика и кто его оплатит, пока до конца не ясно. В законе указано лишь, что гражданам пластик выдадут бесплатно, а деньги будут браться исключительно за обслуживание карт. Пилотный проект реализуют на принципах частно-государственного партнерства. Как пояснили "РГ" в пресс-службе Сбербанка - за счет средств его участников, которыми являются минкомсвязи, три субъекта, Федеральная уполномоченная организация, уполномоченные организации субъектов, банки. "Каждый из участников будет осуществлять финансирование в своей части", - уточняют в Сбербанке. Но как именно распределятся вложения, не ясно. Цена тарифа тоже неизвестна. Он будет просчитан в рамках "пилота", поясняет зампредседателя правления банка "Уралсиб" Илья Филатов.

Отдельный вопрос - где и как люди смогут пользоваться картами. В теории предполагается, что в будущем любой гражданин должен получить госуслугу по пластику, не выходя из дома, с собственного компьютера. Но для этого они должны быть оснащены специальными разъемами. Определенным требованиям должны будут соответствовать и банкоматы, чтобы они могли принимать универсальный пластик и были связаны с общей базой данных. Но на территории нашей огромной страны немало населенных пунктов, где их попросту нет.

Впрочем, по регионам ситуация здесь очень разная. В Татарстане планируют вскоре начать массовое оснащение различных госучреждений считывателями карт. Например, в рамках проекта информатизации всей сферы здравоохранения в Нижнекамске считыватели карт появятся у каждого врача, медсестры, а также в регистратурах. Но в масштабах всей страны сделать это не так-то просто и дешево.

В Москве с удовлетворением восприняли новость о разработке единой социальной карты россиянина.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в комплексе экономического развития города, столичные власти давно предлагают правительству РФ воспользоваться столичным опытом. Социальная карта москвича действует уже с 2002 года. Ею пользуются 2,7 миллиона столичных пенсионеров. Она служит для них бесплатным проездным билетом на всех видах городского общественного транспорта, включая метрополитен. Благодаря этому для властей в прошлом остались все конфликты с транспортниками, всегда считавшими, что городской бюджет недоплачивает им за льготников.

По желанию владельца социальная карта москвича может стать и банковской, по которой скидки горожанам оказывают 5 тысяч предприятий потребительского рынка - магазины, аптеки, химчистки и другие.

Столичные власти полагают, что этот проект, уже опробованный на практике и ни разу себя не скомпрометировавший (случаев подделки социальной карты москвича неизвестно), вполне может стать прообразом федеральной социальной карты, что сэкономит немалые госсредства. Ведь если начать ее сейчас создавать заново, нужно проводить тендеры, оплачивать разработку нового проекта. "Какой в этом смысл?" - говорят в комплексе экономической политики столицы. И приводят цифры затрат, которые столица уже понесла на социальную карту москвича: 250 миллионов рублей были вложены из бюджета города в запуск проекта и создание его инфраструктуры, 4,5 миллиарда рублей затратили инвесторы (метрополитен, МЖД, Московская область и другие). Текущие расходы на содержание проекта составляют примерно 300 миллионов рублей в год. Еще столько же - 300 миллионов рублей - это уже ежемесячная экономия бюджета Москвы благодаря использованию в городе социальной карты.

К сожалению, в правительстве Москвы до сих пор не уверены, что отработанная столицей практика будет использована. "Консультации продолжаются, - сообщил корреспонденту "РГ" источник в мэрии, - но чем они увенчаются, пока трудно сказать. Мы даже не уверены в том, что федеральная социальная карта хотя бы технически будет совместима с социальной картой москвича, на чем мы сейчас особенно настаиваем. Ведь если этого не произойдет, то столице придется выложить на замену карт еще более 5 миллиардов рублей.

Более подробно в материале, опубликованном в «Российской газете».

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5279 (200) от 7 сентября 2010 г.

http://www.rg.ru/2010/09/07/karty.html