Правительство как услуга

Ежегодный доход "Ростелекома" от предоставления пакетной услуги "электронного правительства" для субъектов Федерации и муниципальных образований может превысить 10% общей выручки компании за 2010 г. Но даже в этом случае доход компании от обслуживания инфраструктуры e-Government окажется почти в 17 раз меньше, чем намереваются потратить в 2011 г. на информатизацию одни только органы федеральной исполнительной власти (ComNews).

"Ростелеком", назначенный российским правительством единственным исполнителем в деле проектирования и создания инфраструктуры "электронного правительства", уже около пяти месяцев продвигает в регионах инвестиционно-сервисную модель. Разработав (с привлечением пятерки крупных ИТ-компаний) типовое решение "электронного правительства", он предлагает региональным властям не приобретать его, а использовать как услугу – по принципу Software As A Service (SAAS), внося ежегодную абонплату. По словам вице-президента по федеральным программам "Ростелекома" Алексея Нащекина, размер этой платы в среднем составит 15 млн рублей на каждый субъект Федерации в год. Говоря о типовом решении для муниципалитетов, которое компания намеревается тиражировать, начиная с I квартала 2011 г., Алексей Нащекин оценил годовую плату за его использование в сумму "от десятков тысяч до 500 тыс. рублей", в зависимости от востребованной инфраструктуры.

С учетом того, что в России насчитывается 83 субъекта Федерации, при годовой плате величиной 15 млн рублей с региона, "Ростелеком" в пределе будет получать по этой доходной статье почти 1,25 млрд рублей в год. Если добавить к этому 24 тыс. муниципальных образований и предположить, что усредненная плата с каждого из них составит 200 тыс. рублей в год, то общий доход "Ростелекома" от субъектов Федерации и муниципалитетов превысит 6 млрд рублей в год. Для компании это весьма неплохо – по итогам 2010 г. общая выручка "Ростелекома" не превысит 60 млрд рублей (за первые 9 месяцев этого года она составила 43,5 млрд рублей). Иными словами, услуги e-Government способны приносить "Ростелекому" 10% текущей годовой выручки.

На первый взгляд, размер потенциального дохода "Ростелекома" от услуг e-Government кажется очень большим. Однако средства, которые намереваются потратить на информатизацию органы исполнительной власти РФ, превосходят его более чем на порядок. В конце мая 2010 г. председатель российского правительства Владимир Путин подписал постановление №365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". Этот документ уполномочил Минкомсвязи проводить экспертную оценку планов информатизации всех государственных органов (а Минфину предписал учитывать результаты этой экспертизы при выделении бюджетных ассигнований).

Директор департамента госполитики в области информатизации и информтехнологий Минкомсвязи Андрей Липов рассказал мне два дня назад, что министерство уже собрало планы информатизации на 2011 г. у 70 федеральных органов исполнительной власти, и плановая сумма затрат по ним превышает 80 млрд рублей. Принимая во внимание, что общее количество федеральных органов исполнительной власти в России превышает 80, Андрей Липов предполагает, что суммарная величина запланированных ими затрат на ИКТ перевалит за 100 млрд рублей. Эта сумма почти в 17 раз больше, чем готов брать "Ростелеком" за работоспособность всей инфраструктуры "электронного правительства" и на региональном, и на муниципальном уровнях. А ведь затраты на информатизацию заложены и в большинстве региональных бюджетов. Так что, если у государства хватит воли на то, чтобы собрать десятки разрозненных ИКТ-бюджетов госорганов в единый пул, то услуги e-Government не на словах, а на деле могут быть доступны всем гражданам России и бизнес-структурам уже в ближайшие год-два.

ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор ИГ ComNews

ComNews
http://www.comnews.ru/index.cfm?id=57666