Госзаказ размещают под честное слово

Минэкономики опубликовало концепцию проекта закона "О федеральной контрактной системе", который призван заменить действующий закон "О госзакупках" (Коммерсантъ).

Идея Минэкономики и Высшей школы экономики — стандартизировать, систематизировать и частично централизовать процесс закупок, смягчив избыточно жесткие положения закона. "Презумпция добросовестности" госзаказчика, заложенная в проект, критикуется Федеральной антимонопольной службой и Институтом Гайдара — там считают, что такое ослабление действующего режима госзакупок, в котором в 2010 году проведено сделок на сумму порядка 5 трлн руб., не столько повысит эффективность госзакупок, сколько поддержит коррупцию рублем. 

Концепция законопроекта "О федеральной контрактной системе" опубликована Минэкономики 5 марта, в тот же день соавторы—разработчики документа из Высшей школы экономики (ВШЭ) представили "преконцепцию", которая использовалась Минэкономики, на круглом столе рабочей группы по коррекции "Стратегии-2020". Напомним, закон о ФКС призван, с одной стороны, развить идеи, заложенные в законе 94-ФЗ "О госзакупках", в более широком плане — от планирования госзакупок до контроля над ними, с другой стороны, отменить действующий закон, вызывающий с момента своего внедрения в практику в 2008 году резкую критику госзаказчиков.

Концепция закона о ФКС предполагает отступление от норм 94-ФЗ. Проректор ВШЭ Александр Шамрин, представляя проект, пояснил: "При написании концепции мы исходили из презумпции добросовестности заказчика".

По его словам, 94-ФЗ ограничивает возможности для злоупотреблений, но создает проблемы для добросовестного заказчика. "Мы считаем своим долгом сбалансировать снижение коррупции, повышение качества и экономию бюджетных средств",— заявил он. Концепция проекта расширяет виды госзакупок за счет открытых и закрытых двухэтапных конкурсов, электронных аукционов и одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором, а также "конкурентных переговоров".

Напомним, закон 94-ФЗ требует осуществлять по формализованной и плохо обходимой системе все госзакупки, объем которых в бюджете составил в 2010 году порядка 5 трлн руб. С одной стороны, жесткость формулировок закона, в основном отстаиваемая Федеральной антимонопольной службой (ФАС), несколько снижает возможность откатов и прямой коррупции. С другой стороны, та же жесткость не позволяет госзаказчику ограничивать круг исполнителей контракта и в целом сокращает возможности договариваться с ними: логика 94-ФЗ объявляет закупки государством товара или услуги по наименьшей цене наиболее эффективными. Предквалификация и двухэтапные конкурсы сейчас категорически запрещены, "конкурентные переговоры", вероятно, призваны заменить наиболее популярный сейчас вид организации госзакупки — "запрос котировок".

ФАС уже 5 марта выступила против самой идеи закона о ФКС. "Вместо того чтобы заниматься созданием межгалактической ФКС, следует сосредоточиться на правке действующего 94-ФЗ",— заявил представитель ведомства Михаил Евраев, напомнив: ФАС уже подготовила пакет поправок, "учитывающих все претензии к документу". В числе новаций, предлагаемых параллельно и ФАС, и Минэкономики—ВШЭ, спецпроцедуры для закупки дорогих товаров и предметов роскоши, ценовые нормативы для ведомств, частичная централизация госзакупок.

Впрочем, сама по себе идея Минэкономики и ВШЭ шире, чем просто правка 94-ФЗ,— это создание сквозной системы планирования, размещения и контроля за госзакупками и госзаказом в целом, который должен осуществлять уполномоченный федеральный орган. Законопроект не содержит прямо указания на радикальную централизацию госзакупок и изъятие у министерств права самостоятельно распоряжаться частью госбюджета, однако содержит отсыл к системе госзакупок в США, которая управляется офисом государственного заказа. Задачей гипотетического органа должно стать и планирование госзакупок, и ведение федеральных библиотек ориентировочных контрактов и методик определения цен, и планирование и внешний контроль за исполнением госконтрактов.

Более подробно с материалом можно ознакомиться в статье, опубликованной в газете «Коммерсантъ».

Газета «Коммерсантъ» № 39/С (4580) от 09.03.2011

Коммерсантъ
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1597346&NodesID=4