Дворцы бракосочетаний подключат к электронным базам государства

Новый законопроект минюста позволит отвечать на вопросы жизни и смерти по электронной почте.

На официальном сайте ведомства опубликован законопроект, по которому ЗАГСы смогут устанавливать электронные каналы связи с государственными ведомствами.

В будущем - в том, что рано или поздно проект осуществится, сомнений нет - любой налоговый инспектор сможет узнать о вашей свадьбе чуть ли не в день бракосочетания. А милиция легко пробьет по базе, сколько вы нажили в счастливом браке детей.

- В законопроекте сказано, что ЗАГСы могут обмениваться информацией с госорганами по единой системе межведомственного электронного взаимодействия, - сказала "РГ" адвокат Екатерина Кутузова. - Но простым гражданам, на мой взгляд, такая система тоже выгодна.

Хотя бы потому, что не будет возникать казусов вроде недавнего, когда налоговая вызвала к себе на беседу известного писателя Василия Аксенова. Тот факт, что он два года назад умер, чиновников не смутил. Видимо, книжек они не читают, а пробить человека по базе ЗАГСа нельзя - государственные сети так глубоко еще не закинуты.

Бывали казусы и в милиции, например, участковые оформляли протоколы на умерших. А ЗАГС легко мог бы сообщить милиционеру, что человека уже нет.

- Подобная система может помочь и в судебных процессах, - говорит Екатерина Кутузова. - Допустим, надо доказать факт родственных отношений, а люди вступали в брак в другом городе. На письменные запросы положено отвечать в течение месяца. Электронная почта придет быстрее.

Особенно остро разгораются споры, когда люди делят наследство. Чем оно больше, тем жарче накаляются страсти. А число родственников порой возрастает в геометрической прогрессии. ЗАГСы же могут подсказать, кто тут посторонний, а кто право (штампик) имеет. Подтвердить подлинность документа может электронная цифровая подпись.

В законопроекте подразумевается, что ЗАГСы должны давать сведения только органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги. Однако, по мнению юридического сообщества, есть смысл включить в документ и упоминание о нотариусах. Тем более что последние тоже выполняют свои функции от лица государства. Вряд ли кто будет спорить, что нотариус по роду службы должен быть на прямой связи с ЗАГСами. К тому же в нотариате активно развиваются электронные технологии.
- Несколько дней назад удостоверяющий центр нотариата России появился в пространстве доверия удостоверяющего центра Росреестра, - сообщил "РГ" директор Центра инноваций и информационных технологий Федеральной нотариальной палаты Эдуард Махноносов. - Мы получили возможность направлять по электронным запросы и получать информацию.
Первый запрос в Росреестр уже направлен: его скрепила своим электронным ключом президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. В перспективе нотариусы смогут передавать по электронным каналам в Росреестр пакеты документов для регистрации прав на недвижимость. Такой вопрос сейчас прорабатывается - и в техническом, и в юридическом плане.

После того как электронные системы заработают в ЗАГСах, обычные люди смогут получать нужные справки о браке, смерти и разводе через нотариуса. При условии, что нотариат впишут в обсуждаемый сейчас законопроект.

Кстати, недавно было совершено первое в стране нотариальное действие с использованием электронной цифровой подписи. Как сообщил Эдуард Махноносов, нотариус засвидетельствовал подпись на документе и передал в налоговую инспекцию для изменения в уставе юридического лица. Гражданину не пришлось самому ездить в инспекцию и подавать документы. Ответ он может получит также по электронной почте. Хотя в данном случае человек решил съездить за бумагами лично. Как говорится: по старой привычке.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5457 (81)

Российская газета
http://www.rg.ru/2011/04/15/zags.html