В Совете Федерации обсудили проблемы, которые тормозят реализацию идеи «одного окна» для оказания государственных услуг гражданам

На расширенном заседании Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике представители российских регионов рассказали об опыте предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.  

На заседании выступили руководители многофункциональных центров из регионов России. В ходе выступлений произошел обмен региональным опытом в организации работы «одного окна»: в решении вопросов обеспечения удаленного доступа, подготовки кадров для работы в МФЦ. В числе предложений была высказана идея о необходимости подготовки универсальных операторов МФЦ (которые смогут работать независимо от круга вопросов, с которым обращается гражданин). Интерес вызвал опыт Липецкой области, где в сельских поселениях устанавливаются электронные терминалы для связи с МФЦ. Много прозвучало предложений по внесению изменений в действующее законодательство по вопросам, с которыми наиболее часто обращаются граждане.

В целом, в выступлениях всех участников заседания было признано, что создание МФЦ способствует повышению качества и сокращению сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощению процедур и улучшению комфортности их получения, ликвидации посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг, противодействию коррупции, повышению информированности заявителей о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.

В ходе обсуждения участники расширенного заседания пришли к выводу, что практика организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в субъектах РФ полностью отвечает целям, заявленным в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.
Результаты мониторинга реализации отдельных положений Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) свидетельствуют о высокой заинтересованности руководства субъектов РФ в создании МФЦ, деятельностью которых, по данным Минэкономразвития России, довольны почти 90% посетителей.

В выступлениях представителей регионов – тех специалистов, кто реализует на практике идею МФЦ, прозвучал ряд критических замечаний, практических предложений, связанных с необходимостью корректировки и расширения нормативно-правовой базы.
Так, было отмечено, что анализ правоприменительной практики Федерального закона № 210-ФЗ, а также целого ряда законодательных и подзаконных нормативных актов выявил ряд проблем, препятствующих развитию МФЦ в российских регионах.

В законодательстве, по словам участников заседания, отсутствует единый подход к определению понятия «государственные (муниципальные) услуги»: Федеральный закон № 210-ФЗ трактует государственные (муниципальные) услуги как часть деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой по запросам заявителей, а в Бюджетном кодексе Российской Федерации под государственными (муниципальными) услугами понимается вся деятельность органов исполнительной власти, государственных (муниципальных) учреждений (в том числе учреждений социальной сферы) и иных юридических лиц, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств. Коллизия указанных норм не способствует четкому выявлению и конкретизации видов деятельности органов власти и подведомственных организаций всех уровней и затрудняет правоприменительную практику.

Также на заседании было сказано о том, что особую озабоченность вызывает у субъектов РФ реализация федеральными органами исполнительной власти распоряжения Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р, которым утвержден план мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данным распоряжением Правительства РФ предусмотрено принятие более 40 подзаконных нормативных актов, касающихся организации деятельности МФЦ, межведомственного информационного взаимодействия, внедрения универсальных электронных карт. Вместе с тем, до настоящего времени большая их часть остается не принятыми, не смотря на то, что сроки их принятия переносились. Отсутствие данных актов лишают возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить нормативное правовое регулирование вопросов реализации Федерального закона № 210-ФЗ на региональном уровне.

В настоящее время в Совет Федерации поступают многочисленные обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых они сообщают о наличии сложностей, связанных с порядком финансового обеспечения деятельности МФЦ исходя из его организационно-правовой формы. Сегодня на базе МФЦ оказываются услуги в режиме «одного окна» трёх уровней власти (федерального, регионального и муниципального), что обуславливает необходимость разработки на федеральном уровне механизма финансирования МФЦ из всех трёх бюджетных источников.

Участники расширенного заседания констатировали, что вопросы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг урегулированы не в полной мере. В ряде случаев отмечается низкая активность федеральных органов исполнительной власти по организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ, а их территориальных органов - по заключению соглашений о взаимодействии с МФЦ. Ключевой проблемой в организации данного взаимодействия, по мнению представителей регионов, остается отсутствие единого подхода при создании баз данных и несовместимость программного обеспечения различных ведомств.

Также выступавшие обратили внимание на отсутствие механизма унификации наименования муниципальных услуг, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенные в Сводный перечень, является чрезмерно обобщенными, и фактически включают несколько услуг, оказываемых органом местного самоуправления. Кроме того, единые для каждого из соответствующих органов власти функции и услуги (в соответствии с полномочиями) описываются и выполняются неоднообразно, что недопустимо при переходе к оказанию услуг в электронном виде и требуется унификация.
Представители МФЦ различных субъектов РФ в качестве одной из причин, препятствующей повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, указали на невозможность подачи документов в орган государственной власти (орган местного самоуправления) от имени гражданина (заявителя) без нотариально удостоверенной доверенности, что приводит к увеличению затрат с его стороны.

По мнению участников мероприятия, на сегодняшний день в законодательстве содержатся нормы, препятствующие дальнейшему развитию МФЦ, созданных в форме автономных учреждений. Так, в соответствии с ч. 14. ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

http://council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2011/04/item16167.html