В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий принципы сосуществования «электронного» и «бумажного» государства

Бумажная справка, поданная в госорганы, будет иметь приоритет перед электронной. Депутаты Госдумы - Александр Москалец, Владимир Плигин и Андрей Кокошин - внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий крайне важные для граждан в ближайшие месяцы принципы сосуществования «электронного» и «бумажного государства».  

Проект призван уже с 1 июля урегулировать ряд спорных вопросов, связанных со стремительным внедрением в практику институтов «электронного государства». Общие принципы законопроекта: гражданин вправе предъявить бумажные справки и документы, имеющие де-факто приоритет перед электронными, государство начинает поиск внутри себя «электронных документов» только в случае, если гражданин решил ему это поручить, гражданин вправе не предъявлять бумажную версию справки, если государство имеет у себя электронную. 

Законопроект, внесенный в Госдуму тремя депутатами, согласно пояснительной записке к нему, призван «уточнить» вступающие в силу нормы п. 2 ст. 7 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым госорганы не вправе требовать от претендента на госуслугу документы и информацию, которые и без этого находятся в их распоряжении. Норма предполагала аннулировать необходимость с 1 июля предъявлять в госструктуры бумажные справки и удостоверения для получения госуслуги (например, выписку из ЕГРЮЛ), кроме установленных закрытым списком.

Впрочем, очевидно, что это палка о двух концах: она не учитывала ситуацию, когда заявитель имел на руках документ, а информация с его содержанием в соответствующем государственном реестре могла отсутствовать. Буквальное ее исполнение просто аннулировало большую часть имеющихся на руках граждан бумажных документов, автоматически считая истинной лишь внутреннюю информацию в госреестрах. Достаточно внушительный проект поправок к нескольким десяткам законов (от закона «О социальной помощи» до Градостроительного кодекса) призван исправить эту ситуацию к 1 июля 2011 года на новых принципах. В явной форме приоритет бумажного документа над электронным в проекте не описан.

Тем не менее практически во всех поправках законодатель исходит из нескольких простых принципов. Государство по-прежнему берет на себя обязанность собственными запросами (как правило, в течение пяти дней) запрашивать справки и прочие документы, которые оно имеет в собственных базах или базах данных других ведомств, — но только в том случае, если заявитель не представил их сам в том или ином виде по своей инициативе. Однако госорган по-прежнему не имеет права запрашивать документ, который у него уже имеется: обмен «электронными справками» начинается лишь в том случае, если заявитель их не захотел предоставить сам.
Одним из частных случаев поправок является снятие с 1 июля для граждан необходимости при регистрации по месту жительства предоставлять помимо паспорта документы, устанавливающие его право на «постоянную прописку»: свидетельство о регистрации прав на недвижимость, договор социального найма, долгосрочный договор об аренде с владельцем, прошедший госрегистрацию, регистрирующие органы должны получать внутренним электронным обменом сами. В тексте поправок это заявлено, впрочем, как право «не предъявлять документ» такого рода: право предъявлять документ у гражданина остается. По сути, эта же конструкция употребляется и в случае расчета пенсий, и при регистрации жилого строения, и при подаче аккредитационной заявки — в законопроекте 48 содержательных пунктов.

Впрочем, законпроект, несмотря на всю свою либеральность, практически не отвечает на вопрос, что делать, если «электронный документ» госоргана противоречит «бумажному» — на руках граждан. В нескольких статьях лишь указано, что проблемы с получением «электронной справки» внутри государства гражданина или юридическое лицо-заявителя беспокоить не должны, а в одном из мест законопроекта (описывающего право покупки госсобственности) предполагается, что сделка по «подозрительному» для госорганов документу все равно совершается, но в случае неверных сведений, предоставленных в «бумажной» версии заявителя, будет ничтожной. Тем не менее конфликт «электронного» и «бумажного государства» проект снимает с 1 июля лишь отчасти.

Минкомсвязь России
http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_4=42321