Карта со многими неизвестными

С 1 января 2012 года каждый россиянин сможет по желанию получить универсальную электронную карту, а с 1 июля 2012 года федеральные власти начнут проверки факта наличия у гражданина действующей карты и данных, находящихся на ней (Expert Online).  

Об этом говорится в постановлении правительства об определении правил выпуска электронной карты, опубликованном 29 апреля.

Пока что правила выпуска универсальной карты носят общий характер и легализуют ранее согласованные с участниками проекта регламенты.

В постановлении правительства прописана общая схема, кто станет изготавливать карты: центр изготовления заготовок и центр персонализации. Они будут отбираться из числа организаций, имеющих лицензии на изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции, Однако данный документ не уточняет финансово-экономическую модель выпуска карт и вызывает больше вопросов, чем ответов.

Внедрение карт связано с созданием национальной единой платежной системы, о необходимости которой президент Дмитрий Медведев заявил еще в 2009 году. Создание карты предусмотрено принятым в 2010 году законом об электронной системе госуслуг. Универсальная карта позволит гражданину в любой точке страны осуществлять полное взаимодействие с государством — от оформления любых документов и записи на прием к врачу до уплаты налогов, проезда в общественном транспорте и покупок в магазинах. Предполагается, что карта будет действовать в качестве платежной и за границей.

Помимо анкетных данных гражданина она будет содержать информацию о его трудовой деятельности, учебе, уплате налогов, кредитной истории, получаемых социальных пособиях и даже здоровье. УЭК заменит водительское удостоверение, банковскую карту, медицинский полис и карту, проездной билет. Скорее всего, она будет содержать и биометрические данные, став, таким образом, основным средством идентификации человека, так что по карточке можно будет даже голосовать на выборах.

Таким образом, не только различные справки и удостоверения, но даже паспорт будет уже фактически не нужен — он останется на память.

Создателем и оператором УЭК станет специально учрежденное «Сбербанком» ОАО «Универсальная электронная карта» (его совладельцами являются банки «Уралсиб» и «Ак Барс»). По замыслу правительства, основную долю затрат по выпуску карт и инфраструктуру их приема должны взять на себя крупнейшие банки страны. Минэкономразвития оценивает пятилетний проект в 165 млрд рублей. Глава «Сбербанка» Герман Греф, правда, называет совершенно другую цифру — более 450 млрд рублей.

Изготавливать карты будут отдельные компании. Судя по всему, их будут отбирать по тендеру региональные власти, — отмечает депутат Госдумы Павел Медведев. По его словам, это будут не банки, а, возможно, и обычные паспортные столы. До 1 июля 2012 года универсальные электронные карты предлагается выпускать без чипа, с магнитной полосой, а позже с чипом — еще не решено с каким — отечественным или иностранным. Президент Дмитрий Медведев ранее предлагал наладить производство с импортными микрочипами, пока отечественные специалисты изготовят и сертифицируют собственный необходимый для карт микрочип. Президент распорядился начать устанавливать на УЭК импортные аналоги, а потом, со временем, перейти на российские. Хотя глава МЭР Эльвира Набиуллина предупредила: импортные чипы «не могут нести отечественную криптографическую начинку». То есть конфиденциальность информации, содержащейся на карте, окажется под угрозой.

В первое время на карте не будет много информации. «Вначале туда будут помещены все государственные данные — паспортные, медицинские права, льготы и пр. Дальше перечень будет расширен: биометрические данные, трудовые, налоговые и прочие», — отмечает Медведев. По его мнению, самое главное — это биометрические данные, «без которых хорошая идентификация человека невозможна». К 2014 году карты смогут получить все россияне, отказаться от нее можно будет только написав специальное заявление в установленном порядке, и тогда твою карту должны утилизировать.

Эксперты считают, что пока в данных о выпуске электронной карты больше вопросов, чем ответов. Из законопроекта и постановления правительства не ясно, какова будет «начинка» карты, конкретная схема выпуска и правовые нюансы сбора, обработки и предоставления данных о человеке.

«В форме постановления Правительства издана рабочая инструкция, написанная с использованием терминов, которых в юридическом пространстве просто не существует (210-ФЗ о госуслугах не вводит таких понятий, как «персонализация», «заготовка карты», «главный шифровальный ключ»). На самом деле под этими терминами можно понимать все, что угодно. Например, до какой стадии карта является заготовкой, а в какой момент становится картой?» — задается вопросом представитель одного из частных банков.

Также не ясен порядок взаимодействия Федеральной уполномоченной организации (ФУО), которой является ОАО «УЭК» и уполномоченных организаций субъектов (УОС). ФУО ведет некий единый реестр номеров УЭК (откуда берутся номера и как они формируются, например, содержат ли код региона, еще какие-то сведения — история умалчивает). «Возникают вопросы: на каких носителях будут «предоставляться» ключи шифрования? Каким способом будет происходить сам процесс «предоставления»? (на дискете, по электронной почте, на флэшке, курьером)?» — спрашивает банкир.

Еще больше вопросов возникает о том, как ФУО и УОСы будут обмениваться и сверять данные о каждом обладателе Согласно 210-ФЗ ФУО будет без согласия гражданина собирать о нем сведения и выпускать ему карту. Это также вызывает правовые вопросы.

«Кто оплачивает изготовление карт?! Из какого бюджета (бюджетов) берутся деньги на все эти действия? На самом деле — одни вопросы», — говорит представитель банковского сообщества.

Что же касается самой идеи закрепить всю информацию о человеке на одном носителе да еще и вместе с платежной системой, то она кажется экспертам интересной, но трудно выполнимой.

«УЭК включает в себя две малосовместимые вещи — электронный паспорт и платежный инструмент, — объясняет представитель РПС «Золотая Корона» Мария Михайлова. — С технической точки зрения тут особых проблем нет: на карту можно записать все, что угодно. Но с точки зрения логики построения системы — начали не с того, с карты. А карта — это всего лишь инструмент доступа. Надо, чтобы во всех ведомствах уже были подготовлены информационные системы. А у нас ситуация очень разная. Где-то уже все готово, а где-то еще — нет, например, в медицине. С транспоротом тоже не все так просто — в каждом регионе есть свои льготы, причем есть льготы федеральные, есть региональные, есть муниципальные. И правила предоставления услуг льготникам не всегда стандартизованы. Говорят, что в 2012 году в Москве в банкомате можно будет записать на прием к врачу. Записаться-то наверняка можно будет, но вряд ли к этому времени получится подключить к сервису все медицинские учреждения столицы так, чтобы прием действительно был гарантирован».

В то же время опыт внедрения подобных карт рядом регионов и организаций можно назвать успешным. В Москве, например, «прижилась» социальная карта москвича. Михайлова рассказывает, что у компании ЦФТ (Центр финансовых технологий) есть опыт внедрения транспортных карт в десяти регионах. «Это удобно не только для граждан, но и для транспортных компаний. Они получают из бюджета компенсации за перевоз каждого льготника. А система транспортных карт позволяет точно посчитать число льготников», — отмечает Михайлова.

http://expert.ru/2011/05/3/karta-so-mnogimi-neizvestnyimi/