Виртуальное правительство перешло на новый уровень

Полтора года назад ставшие крылатыми слова Владимира Путина “они достали всех уже, эти платные посредники!” открыли новую эру госуслуг — электронную. Вчера обращаться к “оцифрованным чиновникам” стало удобнее — запущена усовершенствованная версия сайта госуслуг (Московский Комсомолец).  

На портале существовали определенные недоработки, которые убрали в новой версии. “Мы полностью переработали систему, — говорит Алексей Нащекин, вице-президент компании создает инфраструктуру для “электронного правительства”. — Теперь сайт работает для всех типов устройств — в том числе смартфонов и планшетов. А для тех, кто не имеет под рукой собственного устройства с выходом в Интернет, новая версия портала доступна через общественный терминал — инфомат”.

Кроме того, платить налоги, штрафы, оплачивать коммунальные услуги и т.п. теперь можно при помощи системы электронных денег. Для дополнительного удобства внедрена возможность электронной подписи. Личный код активации каждый пользователь теперь может получить в центрах “Ростелекома” — не нужно больше бегать по инстанциям с документами.

Посещаемость сайта, как рассчитывают разработчики, поможет повысить новый, более презентабельный вид. Прежний gosuslugi.ru — обычный строгий сайт, без выдумки. В то время как в Южной Корее, например, научиться получать услуги государства помогает анимационный пингвиненок Пороро, популярнейший мультгерой страны. В России же решили так не фантазировать — свели к минимуму количество переходов между страницами портала, полностью изменили дизайн. “Госуслуги теперь выглядят прозрачными как никогда”, — показывает на выполненные под стекло виртуальные кнопки сайта Нащекин. Пока новая версия сайта тестируется и доступна по адресу epgu.gosuslugi.ru.

Но для истинного “переселения” госуслуг в Интернет всех этих перемен, к сожалению, мало. За прошедший год за услугами в “электронное правительство” граждане обратились 1,5 млн. раз. При этом месячная посещаемость gosuslugi.ru почти равна дневной посещаемости сайта объявлений “Из рук в руки”. Даже очереди не поворачивают гражданина в Интернет. А вот, например, в Канаде онлайн-услуги составляют 30% от всех государственных транзакций, в очереди же канадцы стоят в среднем 2,5 минуты. Та же ситуация в Великобритании: подсчитано, что благодаря электронным услугам среднестатистический житель страны экономит 478 часов жизни в год. Наша же страна пока только теряет “благодаря” очередям в госучреждения — по приблизительным подсчетам, $3—4 миллиарда в год.

Что же мешает “оцифрованному правительству”? Кроме традиционного тормоза — коррупции — это, безусловно, низкая интернет-культура населения. К примеру, в США успех госуслуг (годовой рост посещаемости портала составил 175%) пришел лишь с обучающими курсами — в первую очередь для пожилых людей. У нас пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Правда, неизвестно, удастся ли переломить менталитет российского населения, уверенного, что “без бумажки ты букашка”.

Московский Комсомолец
http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/05/10/587795-virtualnoe-pr...