Россвязь отчиталась по универсальным услугам

В 2010 г. Россвязь выплатила 12,878 млрд руб. в качестве компенсации за оказание универсальных услуг (УУ) компаниям «Связьинвеста», «Почте России» и другим операторам. Это на 24,2% меньше, чем в 2009 г. Впрочем, пока не все операторы, оказывающие УУ, получили компенсацию по прошлому году.

Данные о деятельности за 2010 г. Федерального агентства связи (Россвязь) содержатся в отчете, которое ведомство представило в рамках международной выставки «Связь-Экспокомм-2011». Россвязь регулирует тарифы на УУ связи (включает обслуживание таксофонов и пунктов коллективного доступа - ПКД - в Интернет) и возмещает операторам универсального обслуживания убытки.

Операторы УУ - бывшие межрегиональные компании холдинга «Связьинвест» (с апреля 2011 г. - региональные подразделения объединенного «Ростелекома») и ФГУП «Почта России» - получают компенсацию убытков из специального резерва Россвязи, который пополняется за счет отчислений операторов. Все российские операторы фиксированной и сотовой связи обязаны ежеквартально отчислять в этот фонд 1,2% оборота за вычетом НДС и доходов от услуг присоединения и пропуска трафика. В прошлом году перестали действовать первые соглашения по УУ связи, которые были заключены с операторами по итогам конкурсов 2005 г.

Как следует из материалов Россвязи, расходы на оказание УУ, направленные на возмещение убытков в соответствии с заключенными договорами, за период 2006-2010 г. составили 40,42 млрд руб. Рекордным по выплатам операторам стал 2009 г.: ведомство направило на возмещение убытков от оказания УУ связи 15,988 млрд руб. Для сравнения, в 2008 г. суммарная компенсация составила 9,315 млрд руб., в 2007 г. - 2,237 млрд руб., а в 2006 г., когда начали возмещаться первые убытки, - 48,1 млн руб.

Операторы направили в резерв универсального обслуживания в 2010 г. 12,3 млрд руб. В 2009 г. эта сумма составляла 10,3 млрд руб. Так «Ростелеком», который в прошлом году не предоставлял УУ, в отличие от его региональных подразделений, направил в фонд 2,8 млрд руб. (в 2009 г. - 2,697 млрд руб.). «Почта России» (предоставляет УУ по передаче данных и предоставлению доступа в Интернет) размер отчислений в фонд УУ не раскрывает, ссылаясь на закрытость этой информации. «Связьинвест», в чье ведение до апреля 2011 г. входили межрегиональные компании, которые затем влились в объединенный «Ростелеком», сообщает, что по итогам 2010 г. бывшие МРК получили доход от предоставления УУ связи на сумму 2,723 млрд руб.

Россвязь отмечает, что все убытки операторам, оказывающим УУ, были возвращены своевременно. В пресс-службе «Связьинвеста» с этим не соглашаются. «Региональные подразделения «Ростелекома» и «Дагсвязьинформ» уже подавали заявление на компенсацию по предоставлению УУ связи в Россвязь на сумму 12,045 млрд руб. Пока ответа не было, ждем со дня на день», - сообщила репортеру ComNews пресс-служба «Связьинвеста». При этом фактические убытки от предоставления УУ связи для бывших МРК «Связьинвеста» и «Дагсвязьинформа» составили по итогам 2010 г. 12,058 млрд руб. По словам пресс-службы «Связьинвеста», бывшие МРК и «Дагсвязьинформ» надеются, что из фонда им вернется 11,591 млрд руб.

Как поясняет пресс-служба «Связьинвеста», убытки считаются по каждому лоту, разыгрываемому в конкурсе. В лоте может быть и один таксофон, и сто. Договор с Россвязью заключается на лот, при этом на каждый лот прописана максимальная сумма к возмещению из фонда универсального обслуживания. Суммы, превышающие этот лимит, из фонда не возмещаются. «Разница между фактическим размером убытков от оказания УУ связи (12,058 млрд руб.) и предполагаемым размером возмещения убытков (11,51 млрд руб.) возникает из-за превышения предъявленных сумм к возмещению над контрольными значениями, предусмотренными договорами», - пояснила репортеру ComNews пресс-служба «Связьинвеста».

Руководитель Россвязи Валерий Бугаенко в приветственном слове в отчете за 2010 г. сообщил, что сейчас на территории страны установлено 148,302 тыс. таксофонов и открыто 20,847 ПКД. Объем оказанных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в прошлом году составил более 44 млн минут, то есть почти пять часов на один таксофон. При этом меньше всего популярностью таксофоны пользовались в IV квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. - тогда наблюдалось общее снижение трафика. Россвязь объясняет это миграционными процессами и природно-климатическими условиями в различных регионах России. Так, к примеру, в Сибири, где УУ предоставляет «Ростелеком-Сибирь», зимой таксофоны попросту замерзают. Наоборот, в летний период на увеличение трафика на территориях, обслуживаемых подразделениями «Ростелекома» в центре, на Северо-Западе и в Поволжье сказывается миграция дачников.
По данным компании «Универсальные платежные средства» (УПС), которая занимается сбором и обработкой информации об оказанных УУ, общий трафик по всем таксофонам составил по итогам прошлого года 50,98 млн минут, общий трафик без экстренных и входящих вызовов - 24,53 млн минут. Экстренные и входящие вызовы собрали 26,45 млн минут. Максимальный трафик был отмечен во II и III кварталах 2010 г. «Разница с данными Россвязи возникает за счет экстренного трафика (не всегда учитывается) и входящего трафика (тоже учитывается не всеми операторами)», - сказал репортеру ComNews генеральный директор УПС Константин Осипов.
По УУ связи с использованием ПКД в 2010 г., согласно отчету Россвязи, отметилось снижение объемов оказанных услуг. Общий трафик с ПКД составил 6,600 Гб (в 2009 г. - 8,172 Гб). По итогам года на каждый ПКД приходится чуть более 417 Мб трафика. При этом в основном жители России пользовались ПКД, размещенными в отделениях «Почты России».

Минкомсвязи России
http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_4=42436