Приняты Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти
«Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающие, в том числе необходимость обработки информации, доступ к которой ограничен» утверждены Приказом Минкомсвязи России №221 от 02.09.2011. Документ был официально опубликован только 21 ноября, так что требования вступят в силу с 1 декабря 2011 года.
Требования распространяются на ФОИВ, «внедряющие систему электронного документооборота, либо оценивающие возможности уже имеющейся СЭД ФОИВ» (п.2; Правильнее было бы сказать не «оценивающие», а «проводящие существенную модернизацию». А так получается, что те, кто не «оценивает» свои системы, могут на требования не обращать внимания. Кроме того, любопытно, каким документом подтверждается факт «оценивания»? – Н.Х.).
Читая этот документ, я испытывала двойственные чувства. С одной стороны, я сама в течение нескольких лет агитировала за создание подобных требований, подчеркивая, что они помогут решить наиболее острый на сегодня вопрос - обеспечение взаимодействия между информационными системами различных производителей, необходимого как для повышения эффективности работы государственных органов, так и для переноса документов и информации в новую систему в случае вывода старой системы из эксплуатации. Ясно также, что продуманные государственные требования способны существенно подтянуть уровень закупаемыми государственными органами систем, причём, в основном, за счёт разработчиков, что означает существенную экономию для бюджета.
При этом, однако, выступая перед различной аудиторией, я постоянно подчеркивала, что первая версия данного документа должна быть облегчённой, с расчётом на то, чтобы ей с самого начала соответствовало большинство имеющихся на рынке продуктов – если, конечно, мы не собираемся ликвидировать конкуренцию на рынке СЭД и/или сорвать их закупки государственными органами.
За рубежом на приведение используемых органами государственной власти систем электронного документооборота в соответствие с требованиями, как правило, дается примерно два года, поскольку за это время разработчики ПО успеют подготовить новые, доработанные в соответствии с требованиями версии своих продуктов. Минкомсвязи об этой стороне дела не задумалось, и никакого переходного периода не предусмотрело.
Нельзя не отметить, что документ содержит много разумных положений, основанных на мировом опыте. Так, в документе устанавливаются:
Требования к взаимодействию СЭД государственного органа с МЭДО и СМЭВ,
Целый ряд функциональных и нефункциональных требований,
Новый подход к систематизации и хранению электронных документов в СЭД.
Сами требования существенно опираются на положения ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», являющегося национальной адаптацией самого авторитетного на сегодняшний день международного стандарта в этой области ISO 15489:2001; в них также ощущается влияние спецификаций MoReq2.
Однако, если к вопросам соответствия подходить строго, на сегодня ни одна реально предлагаемая на российском рынке система данным требованиям в полной мере не соответствует, - а на доработки разработчикам времени не дано. Поэтому у меня есть опасения, что этот документ потенциально может создать проблемы как государственным органам, так и поставщикам программного обеспечения. В общем, время покажет, что из этого всего выйдет.
http://rusrim.blogspot.com/2011/11/blog-post_7134.html