У "Ростелекома" отбирают многомиллионную маржу с "Электронной России"
Счетная палата проверила федеральную целевую программу «Электронная Россия» за 2002-2010 гг. на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств при ее реализации, сообщило ведомство.
Госзаказчиком и координатором по программе выступало Минкомсвязи, а в октябре 2009 г. правительство назначило «Ростелеком» «эксклюзивным» исполнителем работ по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства. В 2010 г., по данным Счетной палаты, с этой компанией по программе было заключено три госконтракта на общую сумму в 1,3 млрд руб.
В Счетной палате выяснили, что, выполняя мероприятия программы по этим контрактам, «Ростелеком» получил маржу в 136,8 млн руб. Источник CNews в Счетной палате, осведомленный о ходе проверки, утверждает, что еще до подписания госконтрактов «Ростелеком» провел тендеры и выбрал порядка 20 субподрядных организаций для выполнения 100% объема предполагаемых работ. Таким образом, на момент заключения госконтракта и принятия обязательств по нему «Ростелекомом» стороны обладали достоверной информацией о реальной стоимости работ и оборудования по нему, говорит источник.
«Несмотря на это стоимость работ и поставки оборудования в рамках заключенного госконтракта оказалась для государства на 136 млн. рублей дороже, чем фактические затраты «Ростелекома», тем самым был нарушен принцип эффективности бюджетных расходов», - говорит источник.
Собеседник CNews из Счетной палаты добавляет, что выбор «Ростелекома» в качестве единственного исполнителя мероприятий программы был произведен с нарушениями требований 94-ФЗ без обоснования целесообразности выбора данной организации и стоимости ее услуг. «Основным доводом в пользу привлечения этой организации к выполнению работ было обеспечение эффективности бюджетных расходов по программе», - рассказывает собеседник CNews.
В Счетной палате считают, что сэкономленные 136,8 млн руб. «Ростелеком» должен возместить госзаказчику при дальнейшем финансировании государственной программы «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)», поскольку эти средства являлись целевыми. По «Информационному обществу», преемнику «Электронной России», «Ростелеком» также является единственным исполнителем, назначенным правительством.
В «Ростелекоме» заявили CNews, что никаких юридических оснований для возврата полученного маржинального дохода их компания не имела, и в настоящий момент не имеет - соответствующий механизм действующим законодательством не предусмотрен.
«Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что «Ростелеком» является ОАО, акциями которого помимо государства владеют частные акционеры, и, в соответствии с действующим законодательством, целью его деятельности, в том числе и при исполнении государственных контрактов, является получение прибыли», - добавляют в компании. По словам ее представителей, маржинальный доход, полученный «Ростелекомом» при исполнении вышеупомянутых контрактов, в первую очередь, является «прямым следствием строгого исполнения принятых в компании процедур и регламентов закупок товаров и услуг».
Тем не менее, в «Ростелекоме» добавляют, что в настоящее время обсуждают с Минкомсвязи механизм, который позволил бы при исполнении госконтрактов по «Информационному обществу» предоставить госзаказчику дополнительные услуги и сервисы на сумму, равную полученному маржинальному доходу.
В Минкомсвязи отметили, что в ТЗ на госконтракт была заложена реальная коммерческая стоимость работ и оборудования, а возврат сэкономленных средств целевого характера в федеральный бюджет не является обязательным условием для указанного вида государственного контракта.
Отметим, что вопросы у проверяющих органов к реализации «Электронной России» возникают не в первый раз. В августе 2011 г. Генпрокуратура заподозрила, что в ходе выполнения работ по этому проекту на контрактах между «Ростелекомом» и Минкомсвязи было похищено около 300 млн руб.
Результаты проверки были переданы в следственный департамент МВД. Он на днях сообщил, что будет проводить собственную проверку, т.к. содержащихся в материалах Генпрокуратуры сведений недостаточно для квалификации исследуемых деяний и возбуждения уголовного дела.
Напомним, что изначально на «Электронную Россию» планировалось потратить свыше 77 млрд. руб., 55% из которых – из федерального бюджета, около 30% - из бюджетов субъектов РФ и 20% из внебюджетных источников. В ходе реализации программы ее цели и задачи трансформировались, а объемы финансирования значительно сократились. Так, фактический объем выделенных на нее бюджетных средств составил около 30 млрд руб. – на 65,5% меньше, чем планировалось. По новым условиям, средства федерального бюджета должны были составить 75% этой суммы, а бюджетов субъектов – 25%.
По факту через кассу было проведено 20 млрд руб., что составляет почти 80% бюджетных назначений, как следует из сообщения Счетной палаты. По ее данным, при этом были нарушены пропорции по источникам финансирования: средства федерального бюджета составили 93,5% потраченной суммы.
Напомним, что по итогам аудита эффективности расходов на внедрение ИТ-систем в федеральных органах власти за 2005-2010 гг. Счетная палата пришла к выводу, что лишь 1% потраченных бюджетных средств был использован неэффективно.
CNews
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/12/09/468274