Итоги года уходящего: что нового и интересного случилось в 2011 году в сфере доступа к информации
Продолжает расширяться круг государств, принявших собственные Законы о доступе к информации. В частности, к нам присоединились Бразилия, Монголия, Нигер и Нигерия, Сальвадор. 9 мая вступил в силу украинский Закон о доступе к информации, к принятию которого «приложили руку» украинские гражданские активисты, занимающиеся вопросами доступа к информации в стране. Кения стала первым африканским государством, открывшим доступ для граждан к официальной информации через Интернет — соответствующий портал Open Data был запущен 10 июля.
В 2011 году вспыхнула и погасла звезда скандального сайта WikiLeaks, который даже успел мелькнуть в номинации на Нобелевскую премию мира за заслуги в борьбе за свободу слова и доступность информации. СМИ считают, что создатели ресурса перешли тонкую грань между стремлением к прозрачности/открытости информации и нанесением ущерба государственной безопасности разных стран. Иными словами, пока к WikiLeaks мы не готовы.
Зато была запущена международная инициатива Open Government Partnership (Партнерство «Открытое правительство»), главная цель которой — обеспечение участия представителей гражданского общества в процессе управления государством, создание системы открытого прозрачного правительства и борьба с коррупцией. К сожалению, в списке участников OGP нет России: похоже, до сих пор отечественные информационные проекты направлены больше на решение технических проблем электронного взаимодействия, нежели на построение гражданского общества и обеспечение участия граждан в решении глобальных вопросов.
Россия в 2011 году радовала различными законодательными инициативами.
10 августа был официально утвержден перечень информации о деятельности ряда министерств и ведомств, которая должна размещаться на официальных сайтах в сети Интернет: в частности, особое внимание уделяется порталам Минобороны, МЧС, МИД, МВД, Минюсту России, Службе внешней разведки, Государственной фельдъегерской службе, Федеральной службе судебных приставов и пр.
1 июля Госдума России во втором и третьем чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», добавив статью 5.59, предусматривающую штраф за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан — от 5 до 10 тысяч рублей.
Власть позаботилась и о сфере ЖКХ: была введена административная ответственность для управляющих организаций, нарушающих стандарты раскрытия данных. Штраф может быть наложен на должностное лицо в сумме от 30 до 50 тысяч рублей, а также на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя в сумме от 250 до 300 тысяч рублей.
22 июля официально опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающийся вопроса открытости судов и создания единого информационного поля судебной власти. Среди ключевых положений: присоединение мировых судей к системе ГАС «Правосудие»; расширение полномочий Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который займется формированием единого информационного пространства для упрощения взаимодействия судов, а также обеспечения свободного доступа к судебной информации для граждан.
9 февраля был подписан Указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»: по итогам каждого такого обсуждения будет составляться итоговый доклад, положения которого будут учитываться при составлении окончательного варианта документа. Обсуждать, конечно, будут не все законопроекты, а отобранные лично главой государства, в рамках «основных направлений «государственной политики в области социально-экономического развития». Юристов несколько смущает тот факт, что введение «общественного обсуждения» может стать поводом для затягивания принятия законов и «забалтывания» важных проблем.
С 1 сентября 2012 года вступит в силу принятый в 2011 году Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Минусом Закона является расплывчатость формулировок информационной продукции, которая может предоставляться детям в соответствии с той или иной возрастной категорией. Теоретически недостатки Закона могут создать почву для необоснованных ограничений доступа к информации.
Были утверждены Правила сбора платы за предоставление официальной информации — соответствующим постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 860 «Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Определен объем информации, которую органы власти обязаны предоставлять пользователям на бесплатной основе.
Знаменательным событием является и решение, принятое 2 сентября 2011 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества о необходимости обеспечения свободного доступа через официальные сайты органов исполнительной власти к информационным ресурсам открытых данных, содержащихся в ведомственных информационных системах, в формате, пригодном для внешней компьютерной обработки, в целях создания социально значимых интернет-сервисов, а также создании интернет-сайта, содержащего реестр открытых государственных данных. Это ещё один важный шаг к открытости и прозрачности деятельности государственных органов.
Особо имеет смысл отметить подвижки в сфере доступа к архивной информации. В частности, упомянем несколько судебных решений, которые окажут значительное влияние на решение архивных проблем уже в ближайшем будущем. Так, 29 марта Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга обязал Министерство обороны РФ предоставить копии правовых актов, регламентирующие порядок деятельности и определяющие структуру, функции, компетенцию Центрального архива Министерства обороны РФ. 5 апреля Московский районный суд Санкт-Петербурга обязал МИД России предоставить информацию о правилах пользования гражданами архивными документами из Архивной службы МИД России. Наконец, 1 июня Калининский районный суд Санкт-Петербурга постановил снять гриф ДСП с «Типового положения о порядке рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов».
Конечно, нельзя сказать, что больше нет проблем с доступом к информации, однако положительные изменения налицо. И особенно радует тот факт, что в России постепенно формируется своеобразная сеть активных граждан, которые готовы самостоятельно отстаивать свое право на доступ к информации, в том числе, и с помощью отечественной судебной системы.
Институт развития свободы информации
http://www.svobodainfo.org/ru/node/1522