Глава Минэкономразвития России Э.С. Набиуллина на ежегодной Международной конференции "Развитие государственного управления в России" подвела итоги развития государственного управления в 2008-2011 годах
22-23 марта 2012 г. в здании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошла ежегодная Международная конференция Министерства экономического развития Российской Федерации "Развитие государственного управления в России".
Это главное событие года для представителей всех уровней власти и делового сообщества страны по тематике совершенствования системы государственного управления и применения новых подходов в данной сфере посетило более 750 руководителей федеральных органов исполнительной власти, Правительства Москвы и субъектов Российской Федерации, а также представители крупнейших российских и международных экспертных и научных организаций в области развития государственного управления и коммуникаций, федеральных средств массовой информации.
В пленарном заседании конференции приняли участие Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина и заместитель Министра О.В. Фомичёв, мэр Москвы С.С.Собянин, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ И.И.Массух, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А.Мау, а также делегаты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -начальник отдела по оценке государственного управления и сотрудничества департамента государственного управления ОЭСР Мартин Форст и заместитель директора Агентства по пищевым стандартам Великобритании Джулия Монк.
В рамках конференции работала выставка лучшей практики создания в Российской Федерации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В формате круглых столов шли обсуждения различных подходов совершенствования системы государственного управления, практических мер, необходимых для улучшения положения бизнеса по конкретным отраслям и проблемным сферам, а также тех задач, решение которых Правительство РФ определило как приоритетное для построения удобного для граждан государства.
Пленарное заседание ежегодной международной конференции открыла Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина. Подводя итоги реформирования государственного управления в России за последние 4 года, Министр напомнила, что главной целью всех преобразований в данной сфере является построение сервисного государства. Было определено два основных направления реформы, по которым и велась целенаправленная работа, - снижение административного давления на бизнес и повышение качества государственных услуг для граждан и бизнеса.
Так, исследования 2011 года показали, что 53% граждан Российской Федерации за последние два года, как минимум один раз, получали государственную или муниципальную услугу. Прежде всего, это услуги налоговой службы, миграционной службы, ГИБДД, Пенсионного фонда, органов ЗАГС. И если данные исследований 5-6 летней давности показывали, что только 14% граждан оценивали качество услуг государства в данных областях как приемлемое, то в 2011 году уже 74,6% опрошенных социологами характеризовали качество услуг как «хорошее и очень хорошее». Стоящие перед Минэкономразвития России целевые показатели, которые необходимо достичь в ближайшие два года:
- снижение количества обращений в ведомство для получения госуслуги для граждан должно сократиться с 2 до 1, а для предпринимателей – с 8 до 2,
- сокращение времени ожидания в очереди с 55 до 15 минут,
- предоставление услуг строго в нормативно установленные сроки (в настоящий момент превышает почти вдвое).
Но нельзя улучшать качество государственных и муниципальных услуг без тщательной стандартизации данной области, что, с одной стороны, позволяет установить адекватные для потребителей параметры: сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень требуемых документов, ограничение оснований для отказа. С другой стороны - позволяет ликвидировать противоречивые инструкции и ведомственные приказы, устранить дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизировать соответствующие административные процессы, в том числе, для перевода государственных услуг в электронный вид.
Так, в 2010 году Минэкономразвития провело полную инвентаризацию государственных услуг. Результаты этой работы были оформлены в реестр, который лег в основу Интернет-портала государственных услуг. Сейчас реестр насчитывает 665 государственных услуг и 176 контрольных и надзорных функций федерального уровня. В информационную систему реестра также включены 14,1 тыс. услуг регионального и 31,5 услуг муниципального уровня.
Регламентация государственных услуг, т.е. установление порядка предоставления государственной или муниципальной услуги и стандартов её предоставления, должна быть завершена до 31 июля 2012 года. На федеральном уровне уже утверждено около 550 административных регламентов, на региональном – более 9000 и на местном – свыше 15000. В дальнейшем министерство планирует от регламентации одиночных услуг перейти к регламентации комплекса государственных и муниципальных услуг по принципу охвата сфер жизненных интересов граждан, так называемых «жизненных ситуаций», – «дача», «автомобиль», «рождение ребенка» и так далее.
Но регламенты не будут работать без действенных механизмов контроля за их соблюдением и ответственности чиновников за нарушения. Поэтому с декабря 2011 года законодательно был закреплен важнейший механизм досудебного обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, а также введена ответственность чиновников за несоблюдение порядка и сроков предоставления услуг. Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников многофункциональных центров за несоблюдение порядка предоставления услуги (от 3 до 10 тысяч рублей) и в особенности за нарушения порядка рассмотрения жалоб (от 20 до 30 тысяч рублей). В ближайшее время механизмы досудебного обжалования необходимо внедрить на всех уровнях публичной власти.
Отдельно Министр остановилась на важнейшем проекте 2011 года - создании системы электронного межведомственного взаимодействия. На протяжении долгих лет каждое ведомство создавало собственные базы данных, ведомства не ставили перед собой задачу обмениваться имеющейся информацией. И бремя передачи информации от одного органа власти другому ложилось на граждан. В прошлом году в закон о госуслугах была внесена очень важная поправка - запрет требовать от граждан уже имеющуюся в распоряжении ведомств и организаций информацию.
В результате была создана юридически значимая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), при помощи которой ведомства самостоятельно обмениваются документами и сведениями. Проведенный реинжиниринг административных процессов позволил с 1 октября 2011 года перейти на электронное взаимодействие всем федеральным ведомствам. Теперь при оказании 377 услуг чиновники не могут требовать с граждан имеющиеся в распоряжении федеральных ведомств документы и информацию – они обязаны запрашивать ее самостоятельно по межведомственным каналам. 766 документов не подлежат истребованию с заявителя и должны запрашиваться ведомствами друг у друга. Более того, в ходе подготовки обеспечения перехода на межведомственное взаимодействие было выявлено 264 избыточных документа.
К 1 июля межведомственный режим будет распространен на предоставление всех региональных и муниципальных услуг. Всего около 80 типовых региональных и около 20 типовых муниципальных услуг в каждом регионе будут предоставляться в новом режиме. На этой стадии в проекте задействованы более 27 тысяч органов власти. В дальнейшем, на межведомственное взаимодействие будут переведены контрольно-надзорные функции.
Среди самых успешных и перспективных направлений создания современных и удобных для граждан «интерфейсов» получения государственных услуг Э.С. Набиуллина назвала оказание государственных услуг в режиме «одного окна», когда заявитель общается не с чиновником, а сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению госуслуг.
Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах по оказанию государственных услуг. Сейчас действуют уже 655 таких центров в 62 субъектах Российской Федерации. 2011 год в этом смысле оказался «взрывным» - с января по декабрь было создано 489 офисов по всей стране. И в рамках конференции работала выставка лучшей практики создания многофункциональных центров страны, на которой были представлены регионы-лидеры по созданию и развитию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Своими наработками в этой области поделились 15 регионов, среди которых Ростовская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Пензенская область и другие.
Важное отличие МФЦ от органа власти – клиентоориентированный подход не только в самом процессе оказания госуслуг, но и комфортных условий для посетителей. В декабре 2011 года было законодательно установлено, что многофункциональный центр является полноправным участником межведомственного взаимодействия, то есть имеет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения.
Министр экономического развития РФ подчеркнула, что в ближайшей перспективе возможность получение услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, сельских поселениях и удаленных населенных пунктах, в том числе через существующую инфраструктуру (отделения почты, банков, библиотеки, иногда - местные администрации)
Отдельным направлением повышения качества и доступности государственных услуг для населения является переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Получатели услуг должны иметь возможность через Интернет подать необходимые документы в электронном виде. И такое заявление должно иметь такой же статус, как бумажный документ. Такой формат не только удобен заявителю, но и позволяет исключить такой очевидный коррупционный фактор как личное общение с чиновником. Весь ход предоставления услуг будет открыт для проверок органами прокуратуры и иным заинтересованным лицам, что также снижает риск нарушений.
Процесс перехода к предоставлению госуслуг в электронном виде в России соответствует мировым тенденциям. Но для этого потребовалось внести изменения в более чем 100 федеральных законов. Потому что до этого законодательство было настроено только на «бумажный» документооборот. Минкомсвязь России сформировало инфраструктуру обмена данными между ведомствами. В 2009 году Правительством были определены приоритетные федеральные услуги, региональных и муниципальных услуг, которые форсированно переводились в электронный вид.
Эти усилия уже привели к тому, что в рейтинге ООН по реализации электронного правительства в 190 странах мира Россия поднялась с 59-го места в 2009 году на 27-е место по итогам 2011. А из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место после США и Японии.
Также Министр экономического развития остановилась на ряде системных мер по борьбе с административными барьерами, которые были реализованы для улучшения делового климата в стране.
За последние 4 года была проделана большая работа по изменению нормативной базы и внедрение ее на практике. Был введен правовой институт уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Если в 2008 году порядок предоставления уведомлений о начале бизнеса действовал для 10 видов предпринимательской деятельности, то в 2012 году – для 30. Рост уведомлений – с 14 тысяч в 2009 году до более чем 60 тысяч в 2011.
Была модернизирована вся система государственного контроля и надзора и муниципального контроля. Реформа затронула процессы осуществления проверок, их планирования, определила важные базовые принципы государственного контроля в Российской Федерации. В результате в 2011 году по сравнению с 2010 годом общее количество проверок уменьшилось на 6,5 %, что в абсолютной величине составляет 150 тысяч проверок. Лучше становится и само их качество – если в 2010 году недействительными были признаны более 8 тысяч проверок, то в 2011 году – менее 5 тысяч. Также впервые был введен элемент публичности проверок – согласованные с прокуратурой планы проверок на год публикуются в открытом доступе.
Система лицензирования также претерпела серьезные изменения. Было сокращено искусственное дробление видов деятельности, которое приводило к необходимости получения множества лицензий. Установлено бессрочное действие лицензии, а при необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Перечень лицензируемых видов деятельности сокращен с 89 по данным на 1 января 2009 года до 49. Кроме того, унифицирована процедура лицензионного контроля.
Еще одним важным направлением по административным барьерам Министр назвала работу с отраслевыми особенностями контроля и надзора. Правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены 18 отраслевых планов. И своевременности выполнения мероприятий данных планов руководство страны уделяет пристальное внимание. Практика показывает, что не все даже принятые решения в полной мере реализуются. Поэтому всем ответственным за исполнение планов органам власти нужно уделять больше внимания данному направлению.
Своё выступление перед аудиторией Э.С. Набиуллина завершила рассказом о практике применения в России такого важного инструмента как оценка регулирующего воздействия (ОРВ). ОРВ - это институт экспертизы проектов нормативных актов с привлечением представителей бизнеса и независимых экспертов. Это механизм расчета конкретных эффектов от нормотворческой инициативы. ОРВ распространяется на акты, регулирующие отношения в области контроля и надзора, установления обязательных требования к продукции, работам и услугам, оценки соответствия и безопасности процессов производства.
За полтора года Минэкономразвития России подготовило более 900 заключений об оценке регулирующего воздействия. При этом доля подготовленных отрицательных заключений, составлявшая по итогам первого полугода деятельности порядка 50%, в 2011 году заметно снижалась и достигла 31% к концу года. Э.С. Набиуллина считает это свидетельством того, что введение института ОРВ повлияло на работу по подготовке нормативных актов внутри ведомств, сделало отношение к ней более ответственным. Также Министр экономического развития РФ выразила уверенность, что сфера применения механизмов ОРВ будет расширяться. Так, в ближайшее время будет введена экспертиза отдельных категорий действующих актов на предмет выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Все центральные темы развития государственного управления в России, поднятые Министром экономического развития РФ, нашли своё отражение в ходе обсуждений на круглых столах конференции.
Административная реформа в РФ