Технопарк - это коммерциализация научных разработок - губернатор Новосибирской области

Об информационных технологиях, технопарках и о том, как в Новосибирской области реализуется программа "Электронное правительство", в интервью рассказал губернатор Василий Юрченко.

- В последнее время в область несколько раз приезжали высокие руководители - и глава правительства, и министры, в том числе глава Минкомсвязи. Речь шла об информационных технологиях, о технопарках. За счет чего, с Вашей точки зрения, так продвинулась Новосибирская область в этих сферах? Как в области реализуется программа "Электронное правительство"? Как используются информационные технологии в управлении? Какие, на Ваш взгляд, у региона успехи и проблемы в этом вопросе?
 
- Считаю, что главная проблема – это разобщенность информационных систем разных уровней: федерального, регионального, муниципального. Это создает неудобства гражданину, понижает эффективность работы органов власти.
 
Мы работаем над тем, чтобы устранить вот эту разобщенность информационных систем. Конечная цель понятна: выстроить такое межведомственное взаимодействие, при котором гражданину не нужно было бы собирать сотни справок для получения государственной услуги. Это должно стать обязанностью госорганов, а не обязанностью гражданина.
 
В 2011 году мы серьезно продвинулись в решении этих вопросов: провели экспертизу всех информационных систем, адаптировали их к технологии слаженного межведомственного взаимодействия. Многие системы потребовали коренной переработки, и мы этим сейчас активно занимаемся. Это только начало. Впереди – консолидация программных и технических ресурсов, полная прозрачность данных и алгоритмов. Основной акцент - на развитие систем с открытым программным кодом.
 
Важной частью электронного правительства является строительство многофункциональных центров для получения государственных услуг. МФЦ – это место, где соединена инфраструктура и содержание: коммуникации, инфоматы и максимальная концентрация услуг, прежде всего, ФМС и социальных служб. Такие центры появятся в каждом из 30 муниципальных районов и в Новосибирске. Когда закончим с инфраструктурой будем в постоянном режиме работать над содержанием: расширять спектр получаемых услуг, делать процесс их получения еще более удобным и менее затратным. В этом году запланирована большая работа по слиянию технологий предоставления услуг МФЦ с технологиями областного электронного правительства и межведомственным взаимодействием со всеми уровнями власти в электронном виде.
 
- Какой импульс области дало открытие технопарка? Что он приносит экономике области и каковы перспективы его развития?
 
- Открытие технопарка создало совершенно другие условия работы для инновационных компаний. В 2011 году резиденты технопарка получили 10 млрд рублей выручки. Для нас технопарк - это не только инновационные разработки, но прежде всего, их коммерциализация. Поэтому мы будем этот проект масштабировать. В частности, предусмотрим, чтобы высшие учебные заведения области с высоким инновационным потенциалом были максимально в него вовлечены. Речь идет, прежде всего, о центральной части Новосибирска. Расстояние в 30 км между центром города и Академгородком стало территориальным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие. Это фактор необходимо устранить, создав на базе одного из вузов филиал Академпарка.
 
Можно сказать, что первый этап – запуск технопарка в Новосибирске сегодня - завершен успешно. Сейчас главное не потерять темп, и перейти ко второму этапу – развитие технопарка.
 
- Федеральная программа по созданию технопарков реализовывалась не без проблем на местах. Другие регионы просят поделиться опытом?
 
- Да, довольно часто обращаются. Есть хорошая форма взаимодействия и сотрудничества подобных институтов – технопарков, других институтов инновационного развития – Ассоциация технопарков. В нее планируют войти Белоруссия и Казахстан. Взаимодействие, обмен опытом, обсуждение проблем происходит регулярно на конференциях и круглых столах в Новосибирске, в Сколкове, в Татарстане.
 
- Как Вы оцениваете итоги президентских выборов в области? Что было сделано для обеспечения прозрачности выборного процесса?
 
- Президентские выборы прошли беспрецедентно прозрачно. Итоги выборов – абсолютно закономерны. Мы на территории области установили на всех участках, где это возможно, веб-камеры. Все камеры работали, все транслировалось на сайте «Веб-выборы». Все шаги записаны, все можно проверить. Если кто-то считает, что на определенном участке были нарушения, то, пожалуйста, пишите заявление в ЦИК, получайте запись камеры,   формулируйте претензии, обращайтесь в суд. Но жалоб поступило минимум. Я скажу так: отпала возможность спекулировать на этой теме. Ведь еще за месяц до выборов оппозиция утверждала, что выборы будут нечестными и непрозрачными. Я тут вот на одном интернет-ресурсе прочитал комментарий одного оппозиционного активиста, не буду называть имени. Комментарий начинался словами «К сожалению, выборы в области прошли честно...». Очень показательный комментарий, я считаю. Сразу понятно, на что делался расчет, и что в итоге получилось.
 
- Чем, на ваш взгляд, различны политические ситуации в регионе до и после выборов? Есть ли протестная активность? Есть ли активность провластная?
 
- 5 марта около 10 тысяч человек вышли на улицу, чтобы выразить поддержку избранного президента. В этот же день оппозиция собрала 250 человек. В СМИ писали, что их было там 500 или даже 1000, но там было 250 человек. И это показатель степени влияния некоторых политических партий.
 
- На Ваш взгляд будет продолжаться в регионе такая уличная активность?
 
- Скорее всего, нет. Мне кажется, что и про-властная и оппозиционная уличная активность исчерпала себя. В первом случае, люди отстояли свой выбор, сделанный 4 марта. Во втором случае есть понимание, что выборы прошли честно, поводов для протестной активности на сегодня в области нет, так как нет вопросов или проблем, которые бы не были замечены властью, и по которым мы бы не совершали активных действий.
 
Мне кажется, что сейчас отличное время для упорной конструктивной работы. А мы, в свою очередь, как и прежде, открыты для любых инициатив.
 
- Ожидается, что уже в этом году заработает закон о выборности губернаторов. Насколько Вы готовы к тому, чтобы избираться на следующий срок?
 
- Я практик, поэтому не люблю гадать, и сейчас не буду этого делать. Сегодня по действующему законодательству я работаю в своих полномочиях   до 2015 года. Будет новый закон, тогда буду принимать решение.
 
- Вы готовы к тому, что будете на следующий срок?
 
- Да у меня еще у этого срока будь здоров сколько! (смеется). Много задач, еще больше планов. Будем работать вместе с командой правительства над реальными проектами развития Новосибирской области
 
- Но если бы мы обсуждали вашу предвыборную программу как кандидата в губернаторы Новосибирской области сегодня, то какие три ключевых пункта Вы могли бы выделить?
 
- Первый – увеличение масштаба экономики для Новосибирской области за счет увеличения объема инвестиций. Второй – выстраивание диверсифицированной экономики области на основании наших конкурентных преимуществ: высоко конкурентного научно-образовательного комплекса и развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Третий, квинтэссенция первых двух – сделать жизнь людей более привлекательной, а работу бизнеса более комфортной.
 
- На Вашем совещании с В.В. Путиным во время недавнего визита обсуждался вопрос о расселении людей из ветхого жилья. Как в области выполняется план расселения?
 
- Вопрос ветхого и аварийного жилья очень актуален в целом по стране, в том числе по Новосибирску. Особенно по Новосибирску, поскольку это большой город, полуторамиллионный. Ветхое аварийное жилье - это порождение 30-х, 40-х, 50-х годов: строились крупные предприятия, их нужно было быстро вводить, нанимать большое количество рабочих кадров, расселять их. В это время было построено большое количество деревянных, шлаколитых домов. На сегодня у нас только в Новосибирске один миллион квадратных метров такого жилья. Это чуть больше 1500 домов. И это жильё, мягко скажем, не соответствует сегодняшним требованиям комфорта и энергоэффективности.
 
За 20 лет переселено, снесено таких ветхих аварийных домов около 400. Принятие закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» улучшило динамику: из федерального бюджета целенаправленно пошли деньги на эту программу. Плюс деньги муниципалитетов. За 10 лет с помощью государственных и муниципальных средств, параллельно привлекая честных инвесторов, мы планируем расселить и снести 1 500 домов. Решение этой задачи станет серьезным достижением всех уровней власти.
 
- За последний год значительно выросло количество упоминаний о Новосибирской области в федеральных СМИ. С чем Вы это связываете?
 
- Мы постоянно работаем над улучшением инвестиционной привлекательности региона. Информационная открытость – её важный элемент. Ее проповедую я как губернатор, над ее обеспечением работает областное правительство. На мой взгляд, за последний год мы стали более открытыми, стали больше рассказывать о себе, об успехах конкретных людей и конкретных бизнес-предприятий области. Будем продолжать это делать.
 
- Как развиваются СМИ в регионе? И какие планы по развитию региональных СМИ у Вас существуют?
 
- На сегодня у нас очень серьезная конкуренция среди региональных СМИ. Это и печатные, и электронные, и интернет-СМИ. Есть СМИ, которые принадлежат областному правительству, их необходимо сделать более востребованными у жителей, более ответственными в плане содержания. Мы внимательно следим за тем, как развивается проект по созданию общественных СМИ, прежде всего, общественного телевидения на федеральном уровне. Нам очень нравится предложение Минкомсвязи использовать для финансирования общественных СМИ фонды целевого капитала. Идея понятная и легко масштабируемая. Думаю, что эта идея будет востребована не только на федеральном уровне.
 
- Достаточно ли у Вас как у руководителя региона каналов массовых коммуникации для общения с жителями. Доходят ли Ваши слова и Ваши обращения до граждан? Есть ли обратная связь? Довольны ли Вы ее качеством?
 
- Обратная связь есть, она конструктивна, слова доходят, но, тем не менее, я вижу каналы, которые нужно совершенствовать. Много возможностей в этой связи нам дает развитие электронного правительства, развитие новых технологий в средствах массовых коммуникаций. Наша идеальная модель такова: каждый житель должен иметь возможность обратиться к губернатору со своим вопросом и получить на него ответ, а губернатор, в свою очередь, должен иметь возможность обратиться к каждому жителю, также рассчитывая на обратную связь. У нас есть мысли о том, как это реализовать. Будем реализовывать и развивать конструктивный диалог.
 
ИТАР-ТАСС