Минкомсвязи не смогло отчитаться по половине программы ”Информационное общество”

Минкомсвязь России опубликовало годовой отчет о выполнении десятилетней программы ”Информационное общество” в 2011 г. Документ подписан замминистра Ильей Массухом (CNews).
Израсходовав в 2011 г. 2,95 млрд руб., исполнители программы «Информационное общество» сумели достичь части ключевых индикаторов. Почти половина показателей просто неизвестна, поскольку госстатистика их не считает. Не удалось достигнуть целевых показателей по развитию электронных госуслуг и ШПД. Кроме того, не был заключен контракт на создание национальной программной платформы. Расходование средств Федеральный бюджет предполагал затраты на мероприятия программы «Информационное общество» в 2011 г. в размере 3,17 млрд руб. Эта сумма была разбита на две части: 220 млн руб. на исследовательские работы (НИОКР) и 2,95 млрд руб. на «прочие нужны». Средства выделялись через целый ряд федеральных структур (Минкомсвязи, ФСБ, Минэкономразвития и др.). Реально исполнители освоили 86,2% плановой суммы и их общие затраты в 2011 г. составили 2,7 млрд руб. Отдельно по НИОКР процент ниже – израсходовано 166 млн руб. или 75,4% плана. За год было заключено 175 госконтрактов, на исследовательские работы из них пришлось 11. Главные проекты Список выполненных работ министерство начало с веб-трансляции президентских выборов. Напомним, что ее организация была спонтанной идеей премьер-министра Владимира Путина после митингов оппозиции в декабре. Изначально трансляция не была частью «Информационного общества», утвержденного распоряжением правительства еще 20 октября 2010 г. Декабрьским распоряжением правительства в программу были внесены изменения и работы по организации видеотрансляций вошли в нее. Надо признать, что замечаний к работе срочно организованной «Ростелекомом» трансляции действительно не было. Далее министерство перечисляет инфраструктуру, созданную за прошедший год для оказания электронных госуслуг. В список попали система аутентификации (проверка ЭЦП), центры телефонного обслуживания, СМЭВ, мобильные приложения для работы с услугами и платежные сервисы для их оплаты. Также в 2011 г. была создана национальная облачная платформа О7. «Ростелеком» запустил ее в апреле 2012 г. и сейчас проект имеет статус бета-версии. Наконец, перечисляется ряд менее масштабных проектов: расширение функционала системы госзакупок, новых электронных сервисов в здравоохранении, первая очередь портала о российской культуре и т.д. Измеримые показатели программы У «Информационного общества» существует ряд измеримых показателей, которые после каждого года работ должны достигать определенных значений. Министерство связи приводит интересную таблицу с анализом расхождения плановых и фактических данных. Для 12 из 26 показателей столбец с фактическими значениями оставлен пустым. Минкомсвязи объясняет это тем, что показатели госпрограммы не входят в систему государственного статистического наблюдения. Для одного из них (международный индекс готовности к сетевому обществу) данных нет, т.к. рейтинг не был опубликован. Сегодняшний список показателей будет меняться, добавляют в ведомстве: «В настоящее время формируется система показателей в соответствии с изменениями, внесенными распоряжением правительства 2161-р 2 декабря 2011 г.». Такие изменения мешают понять, удалось ли выполнить планы. Тем не менее, по целому ряду значений данные есть. Большинства посчитанных показателей достичь удалось. Все благополучно с местами в международных рейтингах (индексы развития ИТ и электронного правительства), за которыми Минкомсвязи ревностно следит. Справедливости ради, помимо рейтинга ООН, положением в котором сейчас гордится ведомство, есть и другие международные списки, в которых место России пока по-прежнему не высоко. Также к успехам можно отнести то, что эфирные цифровые каналы, как говорится в отчете, сейчас может принимать 31% населения страны (при целевом индикаторе 30%). Обязательные общедоступные теле- и радиоканалы принимает 80% (точно соответствует цели). Но есть важные значения, оставшиеся лишь планами. Что касается широкополосного доступа к интернету, при значении индикатора 45% домохозяйств удалось добиться 37%. Доля федеральных госуслуг, по которым результат можно получить в электронном виде через gosuslugi.ru, составила 26,6% от общего числа. По плану программы она должна была достичь 39%. Минсвязи указывает, что перечень таких услуг постоянно меняется, и что переход проводят сами госорганы, для которых это не является приоритетом. Наконец, вместо 11 ПК на 100 школьников удалось поставить 7,49 персоналок – это в среднем более 13 учеников на один компьютер. Отдельно в отчете Минкомсвязи упомянут проект по разработке национальной программной платформы: «Контракт на создание национальной программной платформы не заключен, выполнена НИОКР по разработке технического задания, реализация мероприятия перенесена на 2012 год». НИОКР по проекту должны были быть завершены до 03 ноября 2011 г., говорится в отчете, но в ходе рассмотрения их результатов «были выявлены несоответствия представленных отчетных материалов техническому заданию». Доработанные материалы были представлены в Минкомсвязи только 19 декабря 2011 г. «Учитывая значительный объем работ и принимая во внимание сроки проведения конкурсных процедур, реализация данных работ в 2011 г. была признана нецелесообразной», - говорится в документе. В министерстве уверены, что недостигнутые в 2011 г. результаты «могут быть наверстаны в 2012 г. и не окажут значимого влияния на ход реализации программы». CNews http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/04/24/486877