Граница на электронном замке
Домодедово рассматривает возможность использования технологии автоматизированного паспортного контроля, рассказал официальный представитель аэропорта. «Технология подразумевает прохождение пассажиром паспортного контроля в автоматическом режиме. Это ускорит процесс прохождения всех необходимых формальностей, правда, оценить преимущества новой технологии могут только владельцы биометрических загранпаспортов», — отметил он.
Другой московский аэропорт, Шереметьево, не только не собирается отставать от конкурента, но и уже тестирует новую технологию. Представитель МАШ Анна Захаренкова рассказала, что в терминале Е уже установлены две автоматические кабинки: «Идет отладка системы, в качестве эксперимента они начнут работать после Нового года».
Официальный представитель Внуково Елена Крылова отметила, что аэропорт пока не планирует устанавливать подобные системы.
Источник РБК daily в одном из московских аэропортов сообщил, что стоимость одной автоматизированной кабинки паспортного контроля достигает 1 млн руб., эти средства выделяются Росграницей. Говорить о скорой замене людей на виртуальных пограничников пока рано. Так, по словам собеседника РБК daily, технология еще не отлажена и иногда случаются сбои. Он рассказал, что три пассажира в Шереметьево недавно опоздали на свои рейсы, так как застряли на электронной границе на полтора часа.
По сути технология электронного прохождения границы не что иное, как сверка биометрической информации загранпаспорта с информацией, хранящейся в различных государственных базах данных. Впервые подобные системы внедрили в Великобритании, и сейчас они работают в четырех крупнейших местных аэропортах. Сканер считывает рисунок радужной оболочки глаза пассажира и сверяется с базой данных. Машина тратит на обслуживание одного пассажира 13—15 секунд, в то время как у сотрудника погранслужбы на это уходит несколько минут.
В Австралии и Новой Зеландии применяется технология идентификации по чертам лица, которая позволяет прибывающим пассажирам международных рейсов, при наличии у них электронных паспортов, проходить паспортный контроль в режиме самообслуживания. Система SmartGate фотографирует пассажира и сверяет снимок с цифровым изображением в электронном паспорте. Сразу после этого пассажир может проследовать в зал выдачи багажа. Жители Сингапура в местном аэропорту Changi могут проходить проверку иммиграционной службой в автоматическом режиме, используя биометрические смарт-карты. Более 60 тыс. граждан и резидентов ОАЭ имеют возможность использовать биометрические электронные турникеты при прохождении пограничного контроля в международном аэропорту Дубая.
Трехмерное распознавание лица и многофакторная биометрическая идентификация, смарт-карты и радиочастотные метки (RFID) позволят создавать новые прикладные системы и оптимизировать сложные процессы, связанные с обслуживанием пассажиров в аэропортах, отмечает директор SITA в России и СНГ Дмитрий Краснов (компания внедряет технологию проверки личности на основе анатомических признаков, таких как отпечатки пальцев и ладоней, черты лица, рисунок сетчатки и радужной оболочки глаза). «Применение интеллектуальных технических средств позволит перенести акцент со случайных проверок на целенаправленную проверку конкретных пассажиров на основе предварительной оценки рисков», — отмечает эксперт.
«По отзывам авиакомпаний, работающих в московских аэропортах, сейчас самым слабым местом в обслуживании пассажиров является паспортный контроль», — считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. По его словам, в целом в московских аэропортах за последние годы процедура прохождения границы значительно ускорилась, однако время от времени сбой в расписании приводит к огромным очередям. «Ускорение прохода границы повысит конкурентоспособность воздушного транспорта. Более того, для пограничной службы это прямая экономия за счет персонала», — уверен эксперт.
РБК daily