Водители смогут оформить ДТП по интернету
Сейчас по закону водители могут составить европротокол, то есть оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, если в аварии нет пострадавших, оба автомобиля застрахованы и материальный ущерб не превышает 25 тыс. рублей. Каждый автовладелец заполняет специальное извещение о ДТП и отправляет его в свою страховую компанию, которая и занимается компенсацией ущерба. В документе должен быть указан номер машины, где, когда и как случилась авария, что делал в этот момент водитель и т.д. Каждый участник ДТП также должен нарисовать схему аварии. Бланки для извещений можно получить при оформлении страхового договора.
Теперь московские чиновники планируют перевести эту систему в электронный вид. После запуска сервиса "Мобильный европротокол" водители смогут заполнить извещение о ДТП в электронном виде и тут же отправить страховщикам. Бланки, возможно, будут доступны на московском портале госуслуг или через мобильные приложения, сейчас обсуждаются различные варианты.
"Если в бумажном бланке допущена ошибка, то он уже недействителен. В режиме онлайн же можно корректировать написанное. С проникновением информационных технологий в жизнь бумага везде заменяется электронной версией", - рассуждает Ермолаев.
Пока неизвестно, кто именно выступит организатором нового сервиса. "Если это будет город, то услуга вряд ли будет платной", - говорит глава ДИТ.
"Мобильный европротокол" может появиться в Москве в четвертом квартале 2014 года, утверждают в мэрии. Запуск нового сервиса может потребовать изменений в законодательстве.
Сейчас системой европротокола пользуются около 5% автомобилистов. Эксперты считают, что для того, чтобы она стала эффективной и популярной, необходимо прежде всего законодательно поднять максимальную сумму выплат по ней. "Сейчас водители редко составляют европротокол, поскольку боятся, что ущерб может оказаться выше 25 тыс. рублей", - говорит председатель московского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
По словам Дозорова, автовладельцы, заполняя извещения о ДТП на бумаге, также опасаются, что сделают ошибку, и страховщики откажут в выплате. С другой стороны, далеко не на всех гаджетах просто рисовать схемы ДТП.
Дозоров напомнил, что сейчас всех инспекторов ГИБДД в Москве начали оснащать планшетами, чтобы они могли оформлять ДТП в режиме онлайн. "После того, как эта система заработает в полиции, можно будет продвигать ее и в массы", - считает эксперт.
Председатель московского отделения организации автомобилистов "Свобода выбора", первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков уверен, что использование интернет-технологий ускорит процесс оформления европротоколов. "Если на машинах установлены видеорегистраторы, то водители смогут переслать их в страховую компанию, и картина ДТП станет окончательно объективной", - говорит депутат. По мнению Лысакова, государство должно максимально устраниться от вопросов, которые граждане могут решить самостоятельно. "Пробки в Москве существуют в том числе потому, что сотрудники ГИБДД не успевают выезжать на места, чтобы фиксировать все мелкие ДТП", - говорит эксперт.
Напомним, в Москве в течение двух лет могут запустить несколько новых сервисов для автовладельцев. Например, покупатели поддержанной машины смогут узнать ее «историю»: сколько у нее было владельцев, ДТП и страховых случаев. Водители смогут выяснить, где находится их авто, переданное по доверенности. Москвичи же получат право пожаловаться на нарушителей ПДД через портал госуслуг.