Электронное правительство: Швеция
На сегодняшний день интернет играет важную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства. Электронное правительство эффективно стимулирует экономический рост, трудоустройство граждан, качество жизни.
В 1995 году постоянный доступ в интернет был только у 2% населения. В это время правительство приступило к налаживанию качественной технической базы: муниципалитеты получили субсидии на развитие IT, чтобы жители даже самых небольших населенных пунктов получили бы возможность подключения к быстрому интернету.
В 2000 году шведское правительство поставило перед собой цель укрепить демократию, повысив прозрачность власти и вовлеченность граждан в процессы государственного управления. Началось формирование «информационного общества для всех».
В 2003 году в рамках программы «Публичное администрирование на службе демократии» появилось «Агентство 24/7», задачей которого стало круглосуточное предоставление госуслуг 7 дней в неделю, 24 часа в сутки – и все это в режиме онлайн.
В 2005 году был представлен «План действий по снижению административной нагрузки для предприятий», содержащий свыше 290 действий, которые предписывали 8 министерствам и 46 агентствам устранить всевозможные барьеры для ведения бизнеса.
В 2009 году образовалась Делегация электронного правительства, задачей которой стала координация стратегических проектов в данной области до конца 2014 года.
Среди приоритетных были выделены следующие: электронная идентификация граждан, интернет-форум электронного правительства, улучшение правового и технического регулирования, переход на стандарты открытости и открытое ПО, повышение безопасности в интернете, разработка новых удобных электронных услуг для физических и юридических лиц.
Открытые данные
Одной из первых Швеция внедрила электронные налоговые декларации, электронную идентификацию граждан и другие сервисы, однако судя по порталу открытых данных Öppnadata.se, на котором представлено всего 40 датасетов, активного процесса раскрытия государственной информации здесь пока не наблюдается.
Открытый исходный код
В 2009 году вышло правительственное постановление, согласно которому все административные порталы, а также электронные госуслуги должны разрабатываться на базе открытого программного обеспечения. Это позволило не зависеть от одной платформы, а значит и единственно возможных технических решений; сформировать конкурентоспособный IT-рынок; обеспечить простое межведомственное взаимодействие; а также повысить прозрачность и таким образом предотвратить проявления коррупции.
Электронное здравоохранение
В Швеции действует портал www.1177.se, который позволяет гражданам находить всю доступную информацию, касающуюся здравоохранения.
Кроме того, в Стокгольме успешно действует проект SMS-Livräddare (шв. «SMS-спасатель»). В 2010 году одна из больниц, расположенных в Стокгольме, представила SMS-сервис, посредством которого каждый участник проекта может помочь человеку, у которого случился сердечный приступ. Мобильное приложение с помощью GPS находит ближайших участников, которые могут оказать медицинскую помощь, и направляет им сведения о том, где находится нуждающийся в ней гражданин.
Участие граждан в процессах госуправления
С 2008 года в Швеции реализуется проект по активизации гражданского диалога путем использования различных информационно-коммуникационных технологий. Среди достижений этого процесса можно выделить следующие онлайн-инструменты:
• Портал The Dialogue – для граждан, которым есть что сказать чиновникам.
• Портал для подачи онлайн-петиций.
• SMS-портал гражданских панелей, с помощью которого проводятся опросы общественного мнения.
• Стимулятор бюджета для участия граждан в процессе планирования и распределения бюджетных средств с возможностью выдвинуть свои предложения с документальным фото- или видеосопровождением.
В 2010 году было проведено первое пилотное бюджетирование с использованием последнего из перечисленных онлайн-инструментов. Тогда граждане могли представить свои идеи по обновлению парка в г. Ханинге – было подано порядка 100 предложений, на их основе проработано 20 проектов.
Интернет играет в Швеции огромную экономическую роль. Стремительный рост, произошедший за последние 10 лет, связан с высоким уровнем онлайн-потребления, и в последние годы был мощно стимулирован массовым переходом граждан на мобильные устройства.
Швеция демонстрирует пример того, как госсектор, ориентированный на инновации, может не только сделать госуслуги быстрыми и качественными, но и задать импульс экономическому росту через открытие новых рынков и реализацию инновационных бизнес-идей.
http://большоеправительство.рф/infopotok/5510134/