Опубликован международный стандарт открытых данных по контрактам

Разработана и опубликована первая версия международного стандарта открытых данных по контрактам (Open Contracting Data Standard, OCDS).

В последнее время в международной практике все чаще прибегают к разработке открытых стандартов. Это связано с появлением, прежде всего, программного обеспечения с открытым кодом. Кроме того, началась повсеместная публикация открытых данных и появилась потребность в том, чтобы продукты и данные были совместимы в разных комбинациях, потому что иначе их очень неудобно использовать. Наличие стандартов позволяет создать основу для такой совместимости.

OCDS — это стандарт публикации открытых данных по государственным контрактам. Это проект Open Contracting Partnership, международной инициативной группы, которая формулирует принципы государственной открытости в плане обнародования информации по госконтрактам. Партнерство по открытым контрактам было создано осенью 2014 г. Его главными задачами считается увеличение числа открыто публикуемых госконтрактов и повышение интереса к анализу этих контрактов как государственными, так и независимыми пользователями. Конечная цель этого формулируется как экономия средств налогоплательщиков, сокращение коррупции и увеличение общественной выгоды благодаря рационализации контрактов.

Работа включала в себя оценку контрактных данных, уже размещенных на открытых порталах; измерение и оценка спроса на такие данные; собственно разработку стандарта с регулярным привлечением всех желающих (из разных стран) к тестированию промежуточных результатов. Также при разработке учитывалось мнение госслужащих, общественных деятелей, журналистов и представителей частного сектора. Эта версия останется неизменной: дальнейшие изменения стандарта будут выходить уже следующими версиями.

Процесс формирования единой системы стандартов далек от завершения, однако в нем по возможности учитываются предшествующие инициативы. Так, например, предписываемые OCDS принципы публикации данных отвечают принципам публикации, предписанных сертификатом открытых данных (Open Data Certificate), разработанным Институтом открытых данных (ODI), хотя формальной связи между сертификатом и OCDS пока нет.

Системная интеграция стандартов полагается, в первую очередь, на совместимость и связность наборов данных. Например, данные по контракту должны в идеале содержать ссылку на бюджетные данные. Благодаря этому временные затраты на поиск и понимание данных минимизируются, и остается больше времени на собственно анализ данных.

В 2005 г. правительство РФ приняло решение о том, что необходимо публиковать информацию по всем государственным заказам.

Первоначально это было оформлено в виде Федерального закона № 94. Позднее, в 2013 г., Федеральный закон № 44 предписал публикацию данных по государственным контрактам. Так начался процесс публикации в открытом доступе детальных данных по государственным закупкам, и для этого был создан официальный портал закупок, где размещаются объявления о тендерах, информация о заключенных контрактах с указаниями заказчиков и поставщиков, а также с приложением подробных описаний контрактов и сканов документов.

Однако портал часто бывает недоступен и имеет ограниченные возможности поиска и сопоставления контрактов. Был создан проект "ГосЗатраты", который содержит основную базу данных "Закупок". При этом он не содержит сканов (вместо этого он дает ссылки на соответствующие страницы Портала закупок) и технически более эффективен, что позволяет ему постоянно быть в доступе и работать существенно быстрее, чем официальный портал.

Кроме того, "ГосЗатраты" включают в себя удобную поисковую систему, благодаря которой можно искать контракты и тендеры по разным признакам, быстро находить данные о конкретных поставщиках и заказчиках и сопоставлять информацию. Также у "ГосЗатрат" есть API — специальный интерфейс для разработчиков, позволяющий им подключать данные базы к своим приложениям.

По мнению представителя Open Contracting Partnership Георга Нейманна (Georg Neumann), "раскрытие государственных контрактов — это мощный потенциал, позволяющий рационализировать использование денег налогоплательщиков, бороться с мошенничеством и коррупцией, делать госуслуги более надежными и качественными, а также способствовать развитию более честной и здравой бизнес-среды"

"Публикация всех закупок, тендеров и полной документации контрактов, как это делается в России, — это важный первый шаг. Следующий шаг — это приведение этих данных в соответствие со стандартом и привлечение гражданского общества к мониторингу государственных контрактов к участию в процессе принятия решений. Этот шаг очень важен для реализации потенциала открытых контрактов — и если бы это произошло в России, она бы оказалась в мировом авангарде по прозрачности государственных затрат" — добавил г-н Нейманн.

Источник:  Открытые данные России