Минэк предлагает вернуться к вопросу коммерческого использования данных из СМЭВ

Минэкономразвития считает целесообразным снова поднять вопрос о создании коммерческих посредников между инфраструктурой электронного правительства и гражданами, либо их представителями из бизнес-среды. Об этом в рамках конференции CNews "ИКТ в госсекторе: работа продолжается" сообщил директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.

В понимании чиновника, эти посредники (концентраторы, агрегаторы, маршрутизаторы запросов) могли бы брать на себя возникающие на стороне органов власти риски, связанные с несанкционированным предоставлением доступа к информации. "Вопрос по большому счету в том, кто будет проверять, что гражданин согласился с тем, чтобы его сведения были предоставлены третьим лицам", — отмечает Херсонцев, рассуждая о перспективах использования данных ограниченного доступа для оказания негосударственных услуг.

"Мы уже в свое время предлагали ОАО “УЭК” стать таким концентратором. Насколько нам известно, есть примерно такие же предложения у “Ростелекома”, — напоминает Херсонцев. — Нам кажется, эту тему не нужно списывать со счетов. Предлагаем коллегам ее обсуждать".

Суть вопроса

Выступая на конференции незадолго до Херсонцева, о перспективах использовании государственных массивов данных бизнесом также рассуждал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах. В частности он рассказал о том, что в вопросах кредитования физлиц банки сейчас очень заинтересованы в получении информации о заемщиках именно из государственных источников.

"И схема, которую мы предлагаем и которая сейчас уже реализована на портале госуслуг, заключается в том, что выписка из Пенсионного фонда для банка получается гражданином в виде файла, подписанного ЭЦП, и он может рассылаться самим гражданином для любых целей, — сообщил чиновник. — Тем самым мы не нарушаем закон о персональных данных, все контролируется самим клиентом".

Алексей Херсонцев назвал такое решение достаточно изящным и не требующим серьезных инвестиций в его реализацию. Однако при этом он отметил, что Пенсионный фонд собирает свои данные отнюдь не для того, чтобы поставлять их банкам. Соответственно никакой мотивации обрабатывать внешние запросы у него нет. "В будущем количество третьих лиц, которые будут запрашивать эти сведения из государственной инфраструктуры, станет расти, причем скачкообразно", — уверен Херсонцев.

В его понимании, это потребует наращивания государственных вычислительных мощностей в силу возросшей нагрузки на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). "Я думаю, что сейчас нет даже примерных расчетов того, насколько именно эта нагрузка может вырасти", — считает он. По мнению чиновника, появление вышеупомянутого квалифицированного посредника между СМЭВ и третьими лицами, конечно, подразумевало бы взимание платы за его услуги, но часть этих средств могла бы направляться на дальнейшее развитие используемой им инфраструктуры электронного правительства.

"Понятно, что она и так создана на деньги налогоплательщиков, и можно на этой позиции оставаться, но тогда мы видим, что многие интересные бизнес-проекты, которые сейчас обсуждаются, еще долго не будут реализованы", — полагает Херсонцев.

Об идеях одернутого "Ростелекома"

Напомним, что в первой половине 2015 г. "Ростелеком" призывал Минкомсвязи присовокупить к его полномочиям по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства еще и операторские функции. Это позволило бы компании продавать данные из государственных информационных систем бизнес-компаниям для создания ими комплексных сервисов. По оптимистичному сценарию к 2020 г. госоператор ждал от проекта выручку в размере 43,55 млрд. Однако в июне 2015 г., комментируя эту идею, глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что считает подобное предложение преждевременным — нуждающимся в детальной проработке. "Не дело приторговывать данными граждан России", — сказал он.

""Ростелеком" сегодня — единственный исполнитель этого проекта (по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства; — прим. CNews). Оператором является Минкомсвязи. Государственные функции невозможно передать частным компаниям, даже если в них определенная доля государственного капитала, — уверял тогда министр. — Мне кажется, говорить о передаче "Ростелекому" полномочий по выполнению госфункции оператора этой системы некорректно, и речь должна идти лишь о том, как оптимизировать расходы на инфраструктуру электронного правительства. Оптимизацией расходов мы занимаемся".

Источник: Фонд информационной демократии