Перечень обязательных к раскрытию открытых данных будет расширен

Об этом свидетельствуют решения по итогам заседаний Совета по открытым данным при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, прошедших 27 ноября и 10 декабря 2015 года.

Заместитель председателя Совета директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев сообщил, что в январе-феврале 2016 года министерство подготовит проект соответствующего распоряжения по расширению перечня обязательных к раскрытию наборов открытых данных. Также он отметил, что одновременно с этим в Минэкономразвития России будет сделана ревизия положений правительственных актов, регламентирующих работу ряда государственных информационных систем.

В настоящее время создаются условия для раскрытия данных по умолчанию при создании или развитии государственных информационных систем, а также вводятся прямые обязательства по раскрытию наиболее востребованных данных, накопленных в ходе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственных организаций.

Прямые нормы по раскрытию информации в форме открытых данных содержатся в постановлении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583. Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р утверждены два перечня размещаемой в форме открытых данных информации. Но, по мнению Алексея Херсонцева, "указанные акты необходимо дополнить еще тремя перечнями информации, подлежащей раскрытию".

По итогам заседания Совета 27 ноября 2015 года были одобрены два подготовленных Минэкономразвития России новых перечня наборов открытых данных: перечень из 50 наборов открытых данных, рекомендованных к размещению организациям, подведомственным органам государственной власти, а также проект типового перечня информации из 41 набора данных по 8 тематическим направлениям (социальная инфраструктура, спорт, экология, безопасность и другим), размещаемой органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Главной темой последнего в 2015 году заседания Совета по открытым данным, состоявшегося 10 декабря в рамках Общероссийского саммита "Открытые данные — 2015", стало обсуждение необходимости расширения перечня открытых данных государственных органов власти.

 

НИУ ВШЭ был представлен доклад с результатами экспресс-анализа, проведенного экспертами для выявления максимального числа информационных ресурсов, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также Банком России, исполняющим в настоящее время ряд государственных функций, аналогичных функциям органов исполнительной власти.

В результате экспертами НИУ ВШЭ при участии Минэкономразвития России был составлен перечень из 617 информационных ресурсов, включая 593 информационных ресурсов 73 федеральных органов исполнительной власти и 24 информационных ресурса Банка России.

Как сообщил в ходе заседания проректор, директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин, в отношении 96% данных ресурсов законодательно не установлены ограничения на раскрытие информации либо содержатся прямые указания на необходимость такой публикации (исключения составляют ресурсы с платным доступом). При этом в 9% случаях выявлены ресурсы, которые, несмотря на требования законодательства о размещении в сети Интернет, фактически в открытом доступе не размещены.

"Сейчас ведомства обязаны раскрыть, согласно распоряжению правительства, минимум 7 обязательных типовых наборов открытых данных, - сказал Андрей Жулин. - Под предлогом того, что в этом документе указаны только 7 наборов, ведомства начинают отказываться от публикации других наборов открытых данных. Поэтому предлагаем дополнить перечень, указанный в распоряжении, еще 200-300 наборами, которые фактически готовы к раскрытию".

Еще одним доводом в пользу закрепления расширенного перечня подлежащих обязательному раскрытию наборов открытых данных на уровне нормативно-правового акта Андрей Жулин назвал неустойчивость ситуации с раскрытием наборов. "В тех ведомствах, где раскрыты не только обязательные наборы открытых данных ситуация может кардинально поменяться в случае смены руководства или IT-команды", - сказал он.

Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев поддержал предложения НИУ ВШЭ, отметив, что параллельно с обсуждением необходимости раскрытия тех или иных данных, в первую очередь важно отобрать первый пул наборов данных, где уже есть качественный материал, готовый к раскрытию и не требующий для этого существенных финансовых затрат. По оценкам Минэкономразвития, в этом случае речь пойдет о порядка 100 наборах государственных данных.

Источник:  Открытые данные России