Невыполнение целевых показателей, завышение стоимости работ, передача контрактов на субподряд - Счетная палата проверила электронное правительство

Счетная палата представила доклад о результатах проверки Минкомсвязи и ПАО "Ростелеком" на предмет целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации электронного правительства (ЭП) в 2014 — 2015 гг.. Проверка показала недостижение ряда целевых показателей программы, выявила факты завышения цены государственных контрактов, заключенных Минкомсвязью России с ПАО «Ростелеком» в 2015 и 2016 гг, а также фактическую передачу работ «Ростелекомом» субподрядным организациям.

«Сделать предоставление государственных услуг более эффективным и менее затратным – вот одна из основных задач так называемого электронного правительства, однако ни эффективности, ни значительной экономии добиться пока не удалось», — сказано в видеоролике СП, посвященном результатам проверки.

За все время реализации проекта на него было потрачено более 30 миллиардов рублей, планировалось, что за эти деньги удастся обеспечить предоставление почти всех федеральных и около половины региональных госуслуг через единый интернет-портал, говорят в Счетной палате.

Первоочередные мероприятия по созданию и развитию ЭП осуществлялись в рамках ФЦП «Электронная Россия». За весь период действия (2002 – 2010 гг.) ФЦП объем средств, направленных на ее реализацию составил 20,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета – 19,4 миллиарда рублей. К моменту завершения реализации ФЦП «Электронная Россия» были разработаны и функционировали ключевые элементы инфраструктуры ЭП, сказано в отчете.

С 2011 года развитие ЭП продолжилось в рамках государственной программы «Информационное общество» («ИО»). В 2011 – 2015 гг. на развитие и эксплуатацию ЭП было направлено 11,3 миллиарда рублей без привлечения внебюджетных источников.

В целях оценки эффективности реализации мероприятий по развитию и эксплуатации ЭП, в госпрограмме «ИО» предусмотрено всего три показателя, сказано в отчете аудиторов. При этом в ходе сравнительного анализа показателей программы установлено, что Минкомсвязью России при подготовке в 2014 года новой редакции программы «ИО», не были включены два показателя, не достигнутые в 2013 году, а именно: «Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в общем количестве федеральных государственных услуг» (план – 98 %, факт — 3,3 %) и «Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг» (план – 44 %, факт – 1,1 %).

После этого Минкомсвязь приняло новую редакцию госпрограммы «Информационное общество», в которой одни показатели ведомство заменило другими, говорят аудиторы.

Проверка СП показала, что по итогам 2014 года из трех показателей не достигнуты два, такие как – «Доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота» (план – 70 %, факт – 63,8 %) и «Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших средства электронной цифровой подписи» (план – 88 %, факт — 85,9 %), при этом, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2014 году на ЭП в объеме 2,8 миллиарда рублей, Минкомсвязью использованы в полном объеме.

«Можно констатировать, что Минкомсвязь России использует средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию Электронного правительства, без достижения запланированного государственной программой «Информационное общество» результата», — сообщила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

В проверяемый период единственным исполнителем работ по эксплуатации и развитию ЭП решениями правительства определен ПАО «Ростелеком». При этом фактически работы «Ростелекомом» не выполнялись, а передавались субподрядным организациям, утверждают в Счетной палате. Если в части эксплуатации ЭП стоимость работ, выполняемых непосредственно ПАО «Ростелеком», составляет 25% от сумм государственных контрактов, то в части развития — около 10%, подсчитали аудиторы.

В «Ростелекоме» не согласились с претензиями Счетной палаты. По контракту «Ростелеком» имеет право привлекать на договорной основе субподрядчиков, рассказал РБК представитель пресс-службы госоператора. «Для повышения эффективности развития проекта» компания уже несколько лет работает со своими стопроцентными «дочками» — «РТ Лабс» и «МЦ НТТ»: именно они обеспечивают поддержку инфраструктуры электронного правительства и его информационных систем и продуктов, сказали в пресс-службе.

«Мы не подтверждаем эти цифры (эксплуатация — 25% от сумм государственных контрактов, развитие — около 10%). Этот расчет не соответствует действительности», — сказал представитель «Ростелекома». Компания направляла в Счетную палату свои замечания и разъяснения к акту проверки, но аудиторы их не учли, отметил представитель «Ростелекома». Например, в 2015 году объем услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, которые оказывал «Ростелеком» и его «дочки», составил более 80%, в 2016 году эта доля будет увеличена до 85%. Соотношение собственных работ к работам подрядчиков в контрактах на развитие инфраструктуры электронного правительства в 2016 году составит 90% и 10% соответственно.

Кроме того, Счетной палатой установлены факты завышения цены госконтрактов, заключенных Минкомсвязью с ПАО «Ростелеком» в 2015 и 2016 гг. Для расчета стоимости услуг по эксплуатации Минкомсвязью России применялся в том числе и тарифный метод, тогда как тарифный метод применяется заказчиком в случае, если цены таких услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Услуги, оказываемые в рамках эксплуатации инфраструктуры ЭП, государственному регулированию не подлежат. Стоимость услуг, рассчитанная тарифным методом в 2015 года составила 963,4 миллиона рублей, а в 2016 году – 1,22 миллиарда рублей (расчетно), говорят в СП.

«Расчет стоимости услуг по аренде программно-аппаратных мощностей и размещению аппаратного обеспечения произведен Минкомсвязью России на основании коммерческих тарифов ПАО «Ростелеком», где уже заложена соответствующая норма прибыли, однако Министерством была предусмотрена дополнительная прибыль к тарифу ПАО «Ростелеком» в размере 10%. Это привело к завышению цены государственных контрактов по эксплуатации электронного правительства на 2015 и 2016 гг на 37,4 миллиона рублей», — рассказала Вера Чистова.

В отчете также указано, что Минкомсвязью в рамках ФЦП «Электронная Россия» в период 2009 — 2010 гг. было приобретено оборудование и программное обеспечение государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАСУ). Обслуживание технических средств ГАСУ осуществлялось ПАО «Ростелеком». Однако с начала 2014 года оборудование ГАСУ выведено из состава обслуживаемого оборудования инфраструктуры ЭП в связи с передачей функции по эксплуатации Федеральному казначейству. При этом указанное оборудование Казначейству не передавалось и на дату проведения проверки более года находилось на складе ПАО «Ростелеком» без юридических обязательств акционерного общества по обеспечению его хранения. Указанный факт свидетельствует не только о рисках утраты работоспособного оборудования, но и о неэффективном использовании федерального имущества, стоимость приобретения которого составила 316,1 миллиона рублей.

В ходе проверки установлено, что Минкомсвязью достигнута договоренность об использовании этого оборудования ГАСУ.

СП приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ, представление — министру связи и массовых коммуникаций РФ, а также отчет — в палаты Федерального собрания.

Источник: Экспертный центр электронного государства

http://d-russia.ru/nevypolnenie-celevyx-pokazatelej-zavyshenie-stoimosti-rabot-peredacha-kontraktov-na-subpodryad-schetnaya-palata-proverila-elektronnoe-pravitelstvo.html