Цель создания ГИС ЖКХ - открыть эту сферу для граждан и общественного контроля

В октябре в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) появятся новые сервисы. Например программы по обучению жильцов: как узнать, куда идут деньги, которые перечисляются на капремонт или как учесть платеж за услуги.

Цель создания системы - сделать сферу ЖКХ открытой, чтобы люди без всяких запросов и походов в офисы организаций или органов власти могли увидеть, сколько они платят за квартиру и почему, сколько собрано средств на капремонт и как они расходуются, какие договоры по услугам ЖКХ заключены по их дому и как они выполняются, передать в электронной форме показания счетчиков, оплатить услуги ЖКХ, направить официальное обращение в органы власти или свою управляющую организацию, увидеть все расходы своего ТСЖ, провести собрания в электронной форме, посмотреть новости ЖКХ по своему району или городу, все нормативные правовые акты, программы ЖКХ по своему дому, а также многое другое.

Например, также предусматривается форумы по дому, где можно будет общаться со своими соседями и обсуждать любые вопросы управления домом.

Кроме того, любой человек сможет увидеть отражение своих платежей в сличном кабинете в ГИС ЖКХ, вне зависимости от того, через какой банк он оплачивал эти услуги. На сегодняшний день интеграцию с системой осуществили уже более 330 банков и уже более 75 млн фактов таких платежей в онлайновом режиме поступили в ГИС ЖКХ.

Также предполагается автоматически формировать рейтинги управляющих организаций, на основе отзывов граждан и когда будут проходить собрания по дому по выбору управляющей организации, каждый сможет посмотреть эти рейтинги, по аналогии с тем, как люди выбирают себе гостиницы в отпуск, и сделать объективный выбор между ценой и качеством.

При этом не планируется создавать какой-то мега расчетно-кассовый центр и самостоятельно выставлять начисления гражданам за жилищно-коммунальные услуги. Такие начисления должны делать те организации, которые эти услуги оказывают. ГИС ЖКХ не является участником оказания услуг в данной сфере, она просто отразит то, что происходит в реальной жизни.

Система была запущена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года, но срок размещения информации в ней органами власти и организациями сферы ЖКХ - 1 января 2017 года. Минстрой России специально перенес данные обязанности и административную ответственность с июля 2016 года на 1 января 2017 года, чтобы все добросовестные участники смогли выполнить свои обязанности. Но понятно, что кроме добросовестных участников у нас есть и недобросовестные. И для них, конечно, предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в Жилищный кодекс была введена специальная норма, которая вступает в силу с 1 января 2017 года про экономическую мотивацию участников рынка. Суть ее в том, что если в ГИС ЖКХ отсутствует информация о начислениях за ЖКУ гражданин имеет право не оплачивать такие услуги до тех пор, пока данная информация не появится в системе. Очень простой принцип: нет информации - нет денег. Такая экономическая мотивация будет работать значительно более эффективно, чем административная ответственность.

Источник: Вашконтроль

https://vashkontrol.ru/articles/1257