Практические аспекты импортозамещения ПО в органах местного самоуправления обсудили на конференции АСДГ в Красноярске

12-13 октября 2017 года в Красноярске состоялась конференция АСДГ «Практическое импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления: итоги по состоянию на 2017 год и перспективы развития», на которой были подведены итоги процесса импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления (ОМСУ).

На конференции был представлен широкий спектр предложений основных отечественных производителей программных, технических систем и поставщиков услуг для информатизации органов власти. В работе конференции приняли участие представители городов Абакана, Ангарска, Ачинска, Барнаула, Белова, Братска, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Железногорска, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Саянска, Стрежевого, Улан-Удэ, Хабаровска, Южно-Сахалинска.В докладе Горнштейна А. А. (Новосибирск) были изложены результаты пилотного проекта по созданию системы управления информационной сетью администрации города на базе отечественного и свободного программного обеспечения. Жураковский Л. В. (Южно-Сахалинск) рассказал об IT-инфраструктуре администрации города, которая построена с использованием только отечественного и свободного программного обеспечения. Катунин И. Н. (Омск) сообщил о поэтапной замене информационной инфраструктуры администрации города с учетом требований процесса импортозамещения. Анализ информационной инфраструктуры администрации муниципального образования с позиции импортозамещения, выполненный Зуевым Е. Н. (Абакан), показал, что основным препятствием импортозамещения в органах местного самоуправления является государственные информационные системы, внедренные в ОМСУ по требованию федеральных органов исполнительной власти.Живой интерес вызвало сообщение Иванова П. Ф. (Санкт-Петербург) о роли служб информатизации ОМСУ в создании цифровой экономики в России. Об основных требованиях к обеспечению защиты информации в муниципальных информационных системах рассказал заместитель руководителя управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Булгаков В. Н. (Новосибирск).

Вопросы защиты информации в ОМСУ были освещены в докладах Попантонопуло Е. В.(ФГУП НТЦ «Атлас», Новосибирск) и Сорокина Н. А. (компания SearchInform, Новосибирск).О решениях, которые обеспечивают процесс импортозамещения в ОМСУ, рассказали следующие представители разработчиков IT-систем для органов власти:

  • из Иркутска Щербаков А. Б. (Airnode);
  • из Москвы Савельев А. М. («Компания «Интертраст»), Канатченко И. Г., Коробков В. А. (Softline);
  • из Нижнего Новгорода Богомолов А.А. (группы компаний ЛАД);
  • из Новосибирска Шовкун А.В. («Информационные системы и сервисы»), Татюк В.Ф., («НПО РусБИТех»), Семинихин А.П. («РедСис Сибирь»), Беляев А.М. («Новые Облачные Технологии»), Колпаков Ф.А. («Девелопмент груп»).

Об особенностях создания IT-инфраструктуры в администрациях муниципальных образований в условиях импортозамещения было рассказано в докладах системных интеграторов и производителей программно-аппаратных средств Гвоздюка Д. В. («Росинтеграция», Новосибирск), Кораблина П. В. («ДалСВЯЗЬ», Москва), Шаврова С. А. («РДП.РУ», Москва), Дружинина А.А. (НАГ, Екатеринбург), А. Добровольской («КБ «Искра», Красноярск).

После двух дней конструктивного обсуждения проблем импортозамещения и предложений по их преодолению участники отметили положительную динамику:

  • в производстве отечественных аппаратных средств,
  • в выработке определенного опыта в создании IT-инфраструктуры на базе аппаратно-программных средств отечественного производства,
  • в создании муниципальных информационных систем.

Вместе с тем участники отметили, что главным препятствием процессу импортозамещения в сфере программных систем являются ключевые федеральные прикладные системы, реализованные на технологиях Microsoft и не имеющие в данный момент реализации под отечественной операционной системой (ОС). В том числе:

  • программное обеспечение (ПО) «Росстат.Web-сбор.Оффлайн-модуль», ГАС «Электронный бюджет», системы ССТУ.РФ, «Континент TLS VPN клиент», средств электронной подписи Jinn-Client;
  • плагины для работы с ГАС «Управление»; подписи документов на портале zakupki.gov.ru; работы с электронной площадкой Сбербанк АСТ;
  • плагины и ПО для работы с системой федерального казначейства «СУФД», порталом государственных услуг.

Процессу ипортозамещения в ОМСУ также препятствуют:

  • отсутствие методологической и организационной поддержки работ по переходу на отечественное программное обеспечение в ОМСУ;
  • отсутствие федерального нормативного акта об использовании единых форматов данных для применения в государственных и муниципальных органах;
  • низкое качество программного обеспечения, работающего под отечественной ОС;
  • необходимость переобучения персонала работе в новой ОС и прикладных программах;
  • высокий риск потери инвестиций, вложенных на приобретение предлагаемых отечественных программных продуктов;
  • высокая цена отечественных программных продуктов по сравнению с импортными.

Участники конференции отметили необходимость:

  • выработки на уровне федеральных органов власти стандартов взаимодействия информационных систем;
  • принятия мер по повышению качества программного обеспечения, предназначенного для использования в органах государственной и муниципальной власти. В том числе, путем создания рабочей группы из представителей ИТ-специалистов, работающих в органах государственной власти и ОМСУ по тестированию и оценке качества отечественного ПО, и организации добровольной сертификации качества ПО, предлагаемого органам власти.
  • обеспечения в первую очередь импортозамещения в сфере ИКТ на уровне федеральных информационных систем.

Участники конференции решили:

1. Органам местного самоуправления рекомендовать:

1.1. Провести инвентаризацию IT-инфраструктуры и разработать план поэтапного перехода на отечественные программно-технические средства.

1.2. Изучить опыт городов Абакана, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска в сфере применения решений на базе отечественного и свободного программного обеспечения.

1.3. Ознакомиться с представленными на конференции решениями организаций, работающих в сфере информатизации органов власти: ФГУП НТЦ «Атлас», SearchInform, «Информационные системы и сервисы», «НПО РусБИТех», «РедСис Сибирь», «Новые Облачные Технологии», «ИнтерТраст», группы компаний ЛАД, «Девелопмент груп», Airnode, «Росинтеграция», «ДалСВЯЗЬ», «РДП.РУ», НАГ, Softline, КБ «Искра» (материалы представлены на сайте АСДГ).

1.4. Для обеспечения перехода на использование программного обеспечения отечественных производителей:

  • рассмотреть целесообразность использования формата ODF (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) для подготовки текстовых документов в электронном виде;
  • рассмотреть целесообразность использования в текстовых документах открытых универсальных шрифтов «Паратайп» (PT Sans, PT Serif, PT Mono), созданных при содействии Роспечати Российской Федерации;
  • включать кроссплатформенность приобретаемого прикладного программного обеспечения в обязательные требования при объявлении муниципальных закупок на поставку программного обеспечения.

Источник: Экспертный центр электронного государства

http://d-russia.ru/prakticheskie-aspekty-importozameshheniya-po-v-organah-mestnogo-samoupravleniya-obsudili-na-konferentsii-asdg-v-krasnoyarske.html