Михаил Абызов поручил составить «книгу жалоб и предложений» по работе Единого реестра проверок

Минэкономразвития совместно с предпринимательским сообществом необходимо до конца года проанализировать работу Единого реестра проверок и других информационных систем, связанных с контрольно-надзорной деятельностью. Такое поручение дал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе заседания правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. Также на заседании обсуждался вопрос систематизации требований к бизнесу. Министр поручил посмотреть, как надзорные ведомства соблюдают запрет на проверку требований времён СССР и РСФСР.

Единый реестр проверок (ЕРП) малого и среднего бизнеса, с идеей создания которого ранее выступили эксперты Открытого правительства, заработал с 1 июля 2015 года в рамках масштабной реформы системы государственного контроля и надзора. Его создание позволило существенно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и уменьшить риски необоснованных визитов контролирующих органов к предпринимателям. С 1 июля 2016 года в нём собирается информация не только о федеральных проверках, но и о региональных, а также об их результатах.

Мы должны провести "боевое" испытание всех систем, связанных с ЕРП, чтобы бизнес сказал своё слово, чего ему не хватает. Несвоевременное раскрытие какой информации может нанести ущерб бизнесу? Желательно сделать это до конца года, в крайнем случае в начале следующего. Ваша задача — подготовить целостное представление о развитии Единого реестра проверок и смежных систем, в том числе ГАС "Управление" и ведомственных систем, для удовлетворения запросов конкретных референтных групп пользователей. И на базе этого баланса спроса и предложения посмотреть, какие сервисы и в какие сроки можно ждать на базе этих информационных систем», — сказал Михаил Абызов.

Надзорным органам министр поручил собрать «все замечания и кляузы» на качество работы системы и создать своего рода «книгу жалоб и предложений». Критерии оценки должны быть простыми: удобство интерфейса, скорость работы системы, совместимость «личных кабинетов» с первоначальными данными. Надо прийти к тому, чтобы ведомства могли, по сути дела, использовать свои корпоративные системы для загрузки информации в Единый реестр проверок, подчеркнул министр. Эту работу он поручил провести за 2 недели, затем Минэкономразвития необходимо будет обобщить результаты и передать в Генпрокуратуру, которая курирует работу ресурса.

Не все надзорные ведомства готовы к тому, чтобы информация об их проверках заносилась в реестр. Так, ФНС и Минфин говорят о нецелесообразности включения в ЕРП информации о налоговых проверках, поскольку это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и возможных правонарушениях в его работе, а значит, приведёт к имиджевым рискам.

Члены подкомиссии также обсудили, как надзорные ведомства исполняют пункты «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, посвящённые повышению открытости обязательных требований и их систематизации. По данным Минюста, большинство надзорных органов разместили в интернете перечни и тексты нормативно-правовых актов, содержащих требования к бизнесу. Однако не все перечни являются качественными. Ряд госорганов отнесён Минюстом к числу не справившихся с этой задачей из-за отсутствия какой-либо информации от них. В их числе Росаккредитация, Роскомнадзор, ФТС, Роспотребнадзор, Росрыболовство. Работа по пересмотру требований если и проделана ведомствами, то в большинстве случаев достаточно формально, отмечают в Минюсте.

Минэкономразвития, в свою очередь, провело дополнительный анализ нормативных актов, на которые за последние 7 лет были получены отрицательные заключения ОРВ, чтобы посмотреть, что стало с теми требованиями, против которых выступало бизнес-сообщество. В итоге министерство выявило 18 документов, содержащих требования, которые нуждаются в пересмотре. По ним, по словам Михаила Абызова, необходимо направить соответствующие указания федеральным органам, затем представить предложения по внесению изменений в НПА и включить их в отраслевые «дорожные карты» по корректировке нормативных актов, которые разрабатываются на площадке Общественно-делового совета по реформе контрольно-надзорной деятельности.

Министр напомнил, что в прошлом году 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий был дополнен нормой о запрете проверять у бизнеса исполнение требований времён СССР и РСФСР. Михаил Абызов поручил Минэкономразвития проанализировать, сколько требований и актов советского периода на тот момент существовало и сколько требований надзоры в итоге перестали проверять. Кроме того, необходимо проверить, сколько нормативных актов было пересмотрено. Следующим шагом, как отметили в Минэкономразвития, может стать пересмотр требований, появившихся до 2010 года, то есть до внедрения процедуры ОРВ.

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности надзорные ведомства должны проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. На сегодняшний день только 8 ведомств действительно реализуют такие планы. В большинстве случаев НИР проводятся без учёта сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими. Положительные практики эксперты отмечают у Ространснадзора, МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора, их предложено рекомендовать остальным ведомствам.

Основная задача этих НИРов — получить приборную панель, статистику показателей результативности работы надзорных ведомств, чтобы можно было более качественно управлять рисками и прогнозировать планы по надзорной деятельности. Без цифр и статистики мы находимся в абсолютном вакууме», — отметил министр.

Источник: Открытое правительство

http://open.gov.ru/events/5516422/