Представлен проект плана программы «Цифровая экономика» по направлению «Нормативное регулирование»
Среди конкретных целей проект плана предусматривает, в частности, «возможность идентифицировать гражданина без паспорта», «дистанционное взаимодействие с судебными органами» вплоть до виртуального присутствия в зале суда, «удобные платные дороги», «доступная дистанционная медицина».
Не забыты криптовалюты. Разработчики проекта плана считают, что ICO (как и краудфандинг) – это «не МММ, а возможность безопасно и недорого привлечь деньги».
Кроме легитимизации криптовалют авторы предлагают определить правовой статус роботов, а также «сферы и пределы применения искусственного интеллекта». В связи с последним разработчиков беспокоит, в частности, такой вопрос: кому будут принадлежать авторские права на «интеллектуальные результаты», полученные роботом?
Проект разработан Центром компетенций по нормативному регулированию, которым выступает фонд «Сколково», и прошел согласование в Минэкономразвития России. Председатель правления фонда Игорь Дроздов отметил, что в рамках работы было обнаружено 250 регуляторных барьеров. «На данный момент в плане содержатся предложения по разработке более 50 пакетов законопроектов, из них 27 предполагается к внесению в 2018 году и 26 — в 2019 году», — отметил он.
Предполагается, что проект будет рассмотрен на заседании подкомиссии по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое состоится 5 декабря.
Документ содержит более 450 позиций.
Ожидаемые результаты принятия проекта плана
Разработчики проекта плана надеются с его помощью устранить ключевые правовые ограничения для развития цифровой экономики и определить первоочередные базовые правовые понятия и институты, необходимые для её развития.
Будут созданы ключевые правовые условия для развития национальных высокотехнологичных компаний, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему стартапов, исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
Предпосылки
В план включены мероприятия, направленные на устранение административных и правовых барьеров, которые мешают бизнесу выходить на существующие и на формирующиеся высокотехнологичные рынки, в том числе:
- устаревшие правила и процедуры хранения электронных документов, не позволяющие перейти на полноценный электронный документооборот;
- отсутствие унифицированных правил подачи электронных документов в суды и допустимости электронных доказательств, дистанционного взаимодействия в судебном процессе и со сторонами исполнительного производства;
- отсутствие электронного нотариата, неопределённости легального применения электронных систем независимой фиксации юридических фактов как третьей доверенной стороны и электронных систем альтернативных механизмов разрешения споров;
- ограниченного доступа к государственным информационным системам, в т.ч. для организаций, обязанных проводить идентификацию;
- расширенного толкования требований по обработке персональных данных, а также отсутствие единообразного толкования при определении сведений, составляющих охраняемые законом виды тайн;
- возможные ограничения конкуренции в сфере цифровых технологий из-за неприменимости традиционных антимонопольных норм (в т.ч. злоупотребление доминирующим положением, согласованные действия, дискриминация потребителей и др.);
- неэффективный механизм налогового стимулирования сектора IT и выполнения НИОКР;
- отсутствие правовых оснований для частно-государственного партнёрства в сфере IT, а также норм, стимулирующих государственные закупки отечественного ПО;
- избыточного и устаревшего регулирования формирования и предоставления отчётности и формирования государственных реестров;
- негармонизированного правового регулирования цифровой экономики на пространстве ЕАЭС;
Планом мероприятий предусмотрено также внесение в нормативное поле изменений, устраняющих такие неопределённости во взаимоотношениях субъектов экономических отношений («серой зоны»), как:
- отсутствие унифицированных требований по идентификации, ограниченный перечень способов идентификации субъектов и объектов в гражданских правоотношениях и во взаимодействии с государственными органами, низкое проникновение и удобство использования электронной подписи;
- отсутствие правовой определённости и единообразного толкования норм гражданского права при совершении сделок и заключении договоров в электронной форме, в т.ч. между компаниями и потребителями, а также при заключении автоматизированных (самоисполняемых) сделок и договоров;
- отсутствие правовой определённости при использовании данных, при определении прав владельцев и пользователей таких данных, ответственности, уровней доступа;
- отсутствие правовой определённости при создании и обороте программного обеспечения, цифровых моделей и иных результатов интеллектуальной деятельности, подтверждении юридически значимых фактов;
- отсутствие комплексного правового регулирования в сфере создания и использования киберфизических систем (роботов. – ред.), в т.ч. определения прав и обязанностей субъектов, их ответственности, порядка ввода киберфизических систем в эксплуатацию, их использования и оборота;
- неопределённость легального применения цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере (в т.ч. таких, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт», «краудфандинговая деятельность», ICO и др.);
- отсутствие национальных стандартов в сфере использования технологий больших данных, Интернета вещей, умного производства, умного города, искусственного интеллекта, информационной безопасности и т.п.
Мероприятия плана
Для устранения перечисленных правовых ограничений в план включено 13 блоков мероприятий, нацеленных на:
1. формирование правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия;
2. создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота;
3. обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных;
4. формирование правовых условий для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики;
5. обеспечение благоприятных правовых для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
6. принятие нормативных правовых актов в целях стимулирования развития цифровой экономики;
7. реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;
8. формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;
9. формирование правовых условий для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации;
10. определение позиции Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС;
11. разработку концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
12. разработку концепции организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики;
13. организацию осуществления центром компетенций функций по совершенствованию и мониторингу правового регулирования цифровой экономики, методическому обеспечению системы подготовки кадров по вопросам, связанным с регулированием цифровой экономики.
В соответствии с планом, уже в 2018 году должны быть разработаны и приняты, в том числе такие законы, как
- закон, направленный на унификацию требований по идентификации, расширение возможностей и способов идентификации;
- о внедрении безбарьерных систем взимания платы («свободный поток») за проезд по платным автомобильным дорогам;
- закон, направленный на расширение способов идентификации граждан при получении телемедицинских услуг;
- закон в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа;
- законы в части формирования благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий;
- закон в части определения автоматизированных (самоисполняемых) сделок, в том числе договоров как формы исполнения обязательства;
- закон в части адаптации антимонопольного законодательства к потребностям цифровой экономики.
В 2019 году планируется принять законы для определения статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий; закон в части поддержки производителей решений в сфере IT и ПО; закон в части уточнения порядка деятельности нотариусов.
В 2020 – закон о формировании благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки персональных данных с использованием новых технологий, законы в части определения состава сведений, составляющих соответственно банковскую тайну, тайну связи, врачебную тайну, и порядка их передачи третьим лицам.
Финансирование
По оценке разработчиков плана, по направлению «Нормативное регулирование» в 2018 году потребуется 647,5 миллиона рублей (в т.ч. 267,5 из федерального бюджета), в 2019 году – 1,5 миллиона рублей из федерального бюджета.
За реализацию плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации.
Документ опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 11 декабря.
Источник: Экспертный центр электронного государства