Представлен законопроект об электронной трудовой книжке

Рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика» одобрила законопроект об учете трудовой деятельности работника в электронном виде. Рассмотрение документа прошло 17 июля на площадке Минэкономразвития РФ при участии Минюста, Минкомсвязи, Сбербанка, Газпромбанка, фонда Сколково, компаний «Яндекс», «1С», МТС, «Пепеляев групп», Ассоциации Финтех, МГУ, сообщили D-Russia.ru в АНО ЦЭ.
Законопроект, разработанный тематической группой «Трудовое законодательство» центра компетенций программы «Цифровая экономика РФ», предусматривает замену бумажных трудовых книжек на цифровой формат на основе данных системы учета Пенсионного фонда РФ. По пояснению авторов документа, для такой трансформации потребуется минимум дополнительных действий, так как в системе ПФР ведется полный учет сведений о трудовой деятельности, к которым потребуется добавить информацию о награждениях и дисциплинарных взысканиях.
Как говорится в пояснительной записке (есть в распоряжении D-Russia.ru), законопроект предусматривает, что все работодатели (за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в целях учета трудовой деятельности работника передают в орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, сведения о трудовой деятельности работника.
Объем передаваемых сведений аналогичен тому объему сведении, которые в настоящее время вносятся в трудовую книжку работника. Предлагается также передавать информацию о награждениях за успехи в работе, которые сегодня заносятся в трудовую книжку.
Работодатель, у которого работник работает по совместительству, также передает в орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, сведения о работе по совместительству.
После вступления в силу изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части учета трудовой деятельности работника в электронном виде работодатели освобождаются от обязанности по внесению сведений о трудовой деятельности работника в его трудовую книжку.
Трудовые книжки работников, которые были заведены до 1 января 2019 года, после вступления Федерального закона в силу должны быть переданы работникам для самостоятельного хранения.
Реализация законопроекта позволит обеспечить доступ к сведениям о трудовой деятельности и органе, осуществляющем индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, контрольным и надзорным органам, а также судам, говорится в ПЗ.
Действие законопроекта распространяется и на кадровый документооборот в целом. Согласно документу, трудовые договоры возможно будет заключать в электронной форме при условии согласия работника и верификации усиленной цифровой подписью. При этом подпись, как и личный онлайн-кабинет для доступа ко всем трудовым документам, будет обязан безвозмездно предоставить работодатель.
Авторы законопроекта перечисляют преимущества введения учета трудовой деятельности в ПФР:
вместо хранения работодателем трудовой книжки, все сведения о трудовой деятельности работника хранятся в органе, осуществляющем индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионною страхования, обеспечивая их неизменность;
включается дополнительный элемент контроля за достоверностью и актуальностью передаваемой работодателем информации: работник в любой момент времени может запросить из органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, сведения о своей трудовой деятельности в режиме реального времени и проверить их правильность;
оперативный доступ к информации о трудовой деятельности приобретут не только работники и работодатели, но и государственные органы, а также суды;
централизация информации в одном источнике позволит сформировать единую трудовую историю работника;
все риски, связанные с бумажным носителем, а также операционные риски со стороны работодателя будут исключены;
передача сведений о трудовой деятельности работника в орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, обеспечивает минимизацию рисков, связанных с использованием автоматизированных систем;
информация в электронном виде о трудовой деятельности приобретает дополнительные возможности для ее оперативной обработки.
«Эксперты рабочей группы одобрили законопроект с замечаниями, которые, в первую очередь, касаются защиты прав работников. Планируется, что они смогут продолжать пользоваться бумажными трудовыми документами по своему желанию. Правки будут внесены в рабочем порядке перед направлением проекта в правительство РФ», – прокомментировал руководитель рабочей группы «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика», вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов.
Напомним, в начале июля правительство опубликовало решения, которые касаются разработки в России учёта данных о трудовой деятельности работников в электронном виде. Поручения относятся к Минтруду, Минэкономразвития, Минфину, министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованным госорганам и организациям. Согласно поручениям, законопроекты об электронной трудовой книжке должны быть разработаны до конца октября.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что передавать документы в электронном виде в Пенсионный фонд для формирования электронной трудовой книжки работодатели начнут с 1 января 2020 года.
Источник: Экспертный центр электронного государства
http://d-russia.ru/predstavlen-zakonoproekt-ob-elektronnoj-trudovoj-knizhke.html