Персональные данные в интернете: возможности и риски

Значительная часть опрошенных россиян усматривают опасность в использовании их персональных данных в интернете третьими лицами и негативно относятся к практике их передачи от одних компаний к другим в коммерческих и иных целях. Об этом свидетельствуют данные опроса, которые Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел совместно с Проектным офисом по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Россиян спросили о том, как они оценивают использование своих персональных данных в социальных сетях третьими лицами.
Почти две трети россиян (62%) пользуются социальными сетями с той или иной периодичностью: 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц. Молодежь (18-24 года) является самым активным пользовательским кластером, среди них доля ежедневного пользования составляет 82% (среди 60 лет+ — 15%).
Почти половина (47%) пользователей размещали в социальных сетях какую-либо информацию о себе за последний год. Чаще всего пользователи социальных сетей «лайкают» то, что им понравилось (85%). Две трети опрошенных (67%) размещают фотографии и видео на своих страничках в социальных сетях. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других пользователей. Оставляют информацию о своих увлечениях и хобби 30% пользователей социальных сетей. Наконец, 23% участников опроса публикуют собственные тексты и посты в социальных сетях.
В обществе доминирует мнение, что информация о пользователях используется третьими лицами (55%), при этом только 18% пользователей социальных сетей в высокой степени уверены в этом. Обратного мнения придерживаются 34% респондентов (доля ответов «определенно не используется» — 14%).
Отношение к использованию данных в социальных сетях третьими лицами — преимущественно негативное (55%). Отрицательно пользователи относятся и к использованию данных операторами социальных сетей (60%). При этом каждый второй (52%) считает, что использование персональных данных третьими лицами не несет никакой угрозы.
Предоставление пользователям возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к той или иной личной информации рассматривается скорее как формальная мера (77%), которая не может полностью обезопасить личные данные.
«В цифровой экономике появляется понятие «цифровой двойник». У каждого из нас есть свой «двойник», и по этому поводу идет дискуссия о том, кому должны принадлежать данные, которые мы выкладываем в социальные сети и на различные ресурсы в интернете. Есть два мнения — опубликованные данные принадлежат самой соцсети или являются общедоступными, т.е. принадлежат всем, кто может их достать и обработать. Ответ на этот вопрос нужно дать при принятии соответствующего законопроекта в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», который в равной степени должен учитывать интересы как граждан, так и бизнес-сообщества, - полагает руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владимир Месропян. - И если предприниматели хотят использовать данные для развития своих сервисов и получения дополнительной прибыли, то люди заинтересованы в том, чтобы никакое третье лицо не смогло использовать их личную информацию во вред. Таким образом, приоритетные задачи должны быть направлены на рост цифровой грамотности через образовательные программы и инициативы для разных возрастных категорий граждан и на создание сервисов для пользователя, позволяющих в один клик проследить за всеми соглашениями об обработке личных данных, которые гражданин дал различным компаниям. В этом смысле Россия может опереться на европейский опыт и обратить внимание на положения Общего регламента по защите данных, принятого в Европе (GDPR)».
«Несмотря на то, что пользование интернетом приобрело фактически массовых характер за исключением старших возрастных групп, для большинства населения угроза столкновения в этой реальности с противоправными действиями в отношении себя или близких пока в большинстве случаев носит гипотетический характер и в значительной мере слабо рефлексируется. Принимая во внимание то факт, что вместе с тем опрашиваемые высказывают достаточно высокий уровень тревожности относительно возможного использования персональных данных, сегодня чрезвычайно важно направить общественную и экспертную дискуссию на обсуждение необходимых норм и институтов регулирования этой сферы, гарантирующих защиту прав граждан, подкрепленную информационно-разъяснительной кампанией по повышению цифровой грамотности», считает руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.
Инициативный опрос ВЦИОМ — «Спутник» проведен 24-25 сентября 2018 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 3200 респондентов.
Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
http://ac.gov.ru/events/018904.html