Недочеты Минкомсвязи при предоставлении субсидий регионам на информатизацию снизили эффективность реализации проектов

Счётная палата провела мониторинг использования средств, выделенных из федерального бюджета в 2012-2017 гг. на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, и отметила положительные и отрицательные моменты в процессе выделения и использования субсидий.
В частности, был отмечен ряд существенных недостатков, допущенных Минкомсвязью России при предоставлении субсидий, что отрицательно повлияло на эффективность реализации проектов. Речь идет о несвоевременной подготовке нормативных актов, длительном проведении конкурсного отбора, поздних сроках заключения соглашений и перечисления субсидий субъектам РФ.
Как говорится в сообщении СП, соглашения с субъектами РФ в 2014 году заключались Минкомсвязью в течение трех месяцев (с марта по июнь), в 2015 году – с несоблюдением установленного срока от 60 до 83 дней.
Кроме того, количество и состав показателей оценки результативности использования субсидий неоднократно менялись. Один из основных целевых показателей госпрограммы и Указа Президента №601 – «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» – включен в соглашения только в 2015 году. При этом в соглашениях на 2015-2016 гг. плановые значения указанного показателя устанавливались ниже уровня, предусмотренного госпрограммой (40% и 50%, соответственно): в 2015 году – по 15 субъектам РФ и в 2016 году – по 10 субъектам РФ.
Из 25 соглашений, заключенных Минкомсвязью на 2017 год, четыре заключены с субъектами РФ, которые уже в 2016 году обеспечили достижение плановых значений показателя «Доля граждан», установленных на 2017 год.
Также СП обращает внимание на ненадлежащий контроль Минкомсвязи за соблюдением регионами условий предоставления субсидий: выездные проверки выполнения соглашений 2012-2014 годов министерством не проводились, экспертные заключения по результатам проверки итоговой отчетности регионов за 2017 год не оформлены, выездные проверки в 2018 году не завершены, акты по результатам проверок 2018 года отсутствуют.
В целом отмечена низкая результативность использования регионами предоставленных субсидий в 2012 и 2017 годах.
Кроме того, результаты анализа указывают на риск недостижения установленного в Указе №601 значения показателя «Доля граждан» (70%) по итогам 2018 года, а именно:
наблюдается рост количества регионов, не выполнивших этот показатель за период с 2015 по 2017 год, – с 1 до 8 субъектов;
10 регионов, не выполнявших показатель на протяжении нескольких лет, в 2017-2018 гг. субсидии из федерального бюджета не получали.
По мнению Счётной палаты, одна из причин невыполнения показателей результативности – недостаточная компьютерная грамотность населения, что говорит о необходимости проведения соответствующих мероприятий по обучению граждан.
Тем не менее, Счётная палата отметила, что предоставление средств из федерального бюджета на основе софинансирования в целом способствовало реализации региональных проектов информатизации.
Всего в 2012-2017 гг. профинансированы в 78 регионах проекты, направленные на предоставление госуслуг в электронной форме, в том числе на создание АИС «Контингент», АИС «ЗАГС» и «Охотничий билет», АИС «Транспорт». Общий объем предоставленных средств федерального бюджета составил 3,1 миллиарда рублей. Фактический уровень софинансирования составил в 2012-2014 гг. – 34,7% и в 2015-2017 гг. – 73,5%. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за весь период составило 93,6%.
Источник: Экспертный центр электронного государства
http://d-russia.ru/nedochety-minkomsvyazi-pri-predostavlenii-subsidij-regionam-na-informatizatsiyu-snizili-effektivnost-realizatsii-proektov-schyotnaya-palata.html