Петербург на пути к умному городу: начальник Департамента электронного правительства Петербурга — о цифровой экономике и городских сервисах

Каковы общие стратегические направления по цифровизации экономики России? Насколько Петербург уже стал умным городом? Какими онлайн-сервисами могут пользоваться горожане? На эти и другие вопросы ответила Ольга Патриевская, начальник Департамента электронного правительства Петербурга, в рамках открытой лекции в Институте дизайна и урбанистики. ITMO.NEWS записал главное.
Что такое цифровая экономика
На протяжении многих лет в России проходит административная реформа — попытка оптимизировать нашу бюрократическую машину. Согласно документам, главный акцент делается на гражданина, которому государство предоставляет блага с определенным уровнем качества. Такая установка укреплялась на протяжение последних 20 лет.
Одновременно запустились и начали быстро развиваться процессы информатизации и цифровизации. К тенденции, которая зародилась на Западе, Россия уже давно присоединилась. И эта последовательная политика развивается в том числе в Петербурге на самых разных уровнях — начиная с инфраструктурных моментов и заканчивая более прикладными информационными системами.
После последних выборов правительство наметило определенные вехи, связанные с деятельностью, которая способна увеличить производительность страны и повысить экономический рост. В качестве естественного направления был также сделан упор на цифровые технологии. В планах государства по модернизации появилось понятие «экономика, основанная на данных». Грубо говоря, люди с течением времени стали понимать, что данные — это некая ценность. Большие коммерческие компании занимаются их обработкой и анализом для получения большей выгоды. Почему и государству не воспользоваться данными для более эффективной работы?
В число стратегических законодательных актов после выборов входит 224 указ президента, посвященный национальным проектам. Он определяет основные направления, по которым сейчас идет развитие страны. Цифровая экономика — одно из них, но нужно сказать, что каждое направление имеет определенную нацеленность на цифровизацию и оптимизацию. К примеру, способы по улучшению демографии, системы здравоохранения и другие.
Ранее подобные важные документы писали либо исполнительные органы власти по цифровому развитию, либо подведомственные предприятия, либо другие организации, получившие заказ по тендеру. В рамках подготовки национальных проектов организаторы предприняли другую стратегию — собрали несколько рабочих групп с представителями бизнеса из крупных компаний вроде МТС, Сбербанка, Ростелекома и экспертов из исполнительных органов власти. Вместе они выделили определенные направления и получили цельную программу.
Какие основные направления по созданию цифровой экономики существуют
Во-первых, нормативное регулирование: поскольку процесс изменений и оптимизаций не останавливается, порядок утверждения нормативных актов должен быть быстрым и гибким. На сегодняшний день у нас в стране это абсолютно не так. Процесс утверждения постановления правительством от его проекта до непосредственно утверждения занимает не менее года. Единое цифровое пространство поможет сократить требуемое время.
Во-вторых, информационная безопасность и информационная инфраструктура.  Последнее это центры обработки данных с серверным оборудованием, а также пункты связи, которые обеспечивают обмен данными. Сложно говорить о каком-то прорыве, если остаются сложности с выходом в Интернет.
В-третьих, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Мы понимаем, что российские производства, связанные с серьезными технологиями, в той или иной степени сейчас утеряны: либо закрылись, либо развивались неправильным путем, либо уехали нужные специалисты. Сейчас же с восстановлением промышленности появился запрос на профессионалов в области технологий.
В рамках подготовки кадров органы власти проводят множество мероприятий, среди которых, например, поддержка современных образовательных систем вроде детских кванториумов и технопарков в различных регионах страны.
Очень многие сейчас говорят о том, что Российская Федерация не обладает достаточным количеством компетентных кадров, способных осуществить прорыв. Это связано не только с проблемами высшего образования, но и со скоростью внедрения инноваций — образование не успевает перестроиться под новые вызовы. Классическая система с определенными специальностями и образовательными стандартами продолжает выпускать студентов того и иного уровня, но они не востребованы на рынке. Когда я училась, большинство студентов выпускались на пятом курсе и принимались за поиск работы. Сейчас ребята начинают искать работу с первого-второго курсов. Компаниям приходится самостоятельно обучать молодых специалистов необходимым знаниям и практикам.
Наше правительство стало искать новый подход к образованию и начало задумываться о том, что человек должен обладать неким набором компетенций, общетехническими и общегуманитарными знаниями, но и иметь возможность переключаться между специальностями.
Шестое направление в рамках подготовки цифровой экономики — государственное направление. Если не оптимизировать ту деятельность государственной машины в рамках бюджетного процесса и предоставления благ населению, то и работа в других направлениях будет проходить сложнее.
Какое место в этих проектах занимает умный город
Существуют две отдельные программы — «цифровая экономика» и «управления жильем и городской средой». Последняя посвящена вопросам преобразования в области города: формированию новых комфортных зон для жителей, возможности пересмотреть качества жизни, проектирование жилых кварталов с учетом последних исследований. В общем, теме умных городов.
Изначально умный город рассматривался как система датчиков, необходимая для измерения состояния шума, загрязнения и прочего. Постепенно к датчикам добавилось создание комплексных систем оценки происходящего в городе. Крупные зарубежные компании вроде Huawei стали предлагать собственные решения. Но все решения стояли дорого и не всегда стороны были заинтересованы в покупке.
На сегодняшний день за программу умный город отвечает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В рамках проекта, который сейчас превратился в стандарт, задавались естественные для крупных городов вопросы. К примеру, как решить проблему с загрузкой населения и миграцией населения из сел в города? Одни эксперты предлагают создавать центры притяжения в определенных городах, другие — следовать по пути советского опыта и закладывать градообразующие предприятия. К примеру, центры обработки данных, крупные IT-деревни, точки притяжения для квалифицированных кадров, где они могли бы приложить свои знания.
В рамках этого подхода и рассуждений Минстрой ввел важные понятия для будущих проектов:
умный дом — вопросы жилищно-коммунального хозяйства, датчики для программ отображений;
умная улица — видеонаблюдение, безопасность при чрезвычайных ситуациях, возможность предупреждения;
умный город — возможность гражданина влиять на определенные важные решения вроде распределения финансовых средств, получение обратной связи о происходящем в городе. 
До сих пор ведутся дискуссии, стоит ли внедрять определенные решения, насколько они эффективны с точки энергосбережения. Стоит ли внедрять энергосберегающие лампы, например.
Что есть в Петербурге
На сегодняшний день в Северной столице работают центры обработки данных, которые надежно защищают информацию граждан, и единая телекоммуникационная сеть, которую используют органы исполнительной власти для работы с заявлениями. Среди различных сервисов можно выделить несколько главных и наиболее востребованных.
К примеру, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который помогает оповещать население при чрезвычайных ситуациях. Его главный компонент — это городская система видеонаблюдения.
Большой сегмент состоит из систем в области здравоохранения, в которые входят и оказание скорой помощи, и повторные исследования, и сервисы записи к врачу, и централизация медицинских данных. Например, проект «», который должен консолидировать знания о гражданах. С его помощью вы сможете точно узнать, какие вы получаете медицинские услуги.
Еще один полезный сетевой сервис — это портал «», электронная приемная обращений граждан, про которую очень много писали во время «снежных сложностей». Долгое время отзывы на сайте касались только точечных проблем. А сейчас их действительно много, и процент исполнений у обращений высокий. Однако все равно существуют определенные дискуссии в обществе относительно того, как сделать сервис эффективней и как не допускать ситуаций, когда тетеньки из ЖЭКа просят не писать негативные отзывы. Конечно, определенные злоупотребления будут, но государство действительно задумывается о вопросе и думает, как регулировать направление.
Последний проект, о котором я хочу рассказать, это электронный полис ЭМС, запущенный в 2016 году. С помощью него проходит выдача электронных полисов обязательного медицинского страхования посредством Портала госуслуг Санкт-Петербурга. Он помогает экономить бюджетные средства и оптимизирует процессы взаимодействия всех участников. В перспективах проекта — внедрение услуги во всех медицинских учреждениях города и расширение списка доступных действий внутри услуги. К примеру, смена страховой компании в онлайн-режиме.
Источник: ITMO.NEWS
http://news.ifmo.ru/ru/startups_and_business/initiative/news/8311/