Максим Акимов назвал технологические, кадровые и управленческие вызовы основными в цифровизации государства

Сегодня государства, которые стараются внедрять цифровые решения в органы власти, сталкиваются с тремя основными вызовами: технологическими, кадровыми и управленческими. Об этом вице-премьер РФ Максим Акимов рассказал в ходе выступления на сессии «Цифровое государство: новые бизнес-модели на волне тотальной цифровизации» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). Организаторы сессии – проектный офис по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
«Вызов, перед которым находятся все государства мира без исключения, состоит не в том даже, каким надо быть, а в том, как остаться государством. Потому что все национальные государства находятся в конфликте с платформенной моделью, со своими глобальными конкурентами – они всем хорошо известны – это большая «цифровая пятерка». Предмет этой конкуренции – это внимание, сервисы и данные своих поданных» – сказал он. 
Самым серьезным вызовом вице-премьер назвал кадровый, так как специалисты, имеющие навык работы с массивами данных, необходимы во всех отраслях. 
«Этот спрос на порядки превышает предложение не с точки зрения IT-специалистов как таковых, а с точки зрения профильных специалистов:инженеров, воспитателей, учителей, медиков, которые понимают, что такое мир данных и как в нем жить»,– объяснил замглавы кабмина. 
Тем не менее, подчеркнул Акимов, через систему краткосрочной подготовки прошли уже около 4 тысяч муниципальных, государственных и федеральных служащих-специалистов. 
Говоря о втором вызове, технологическом, Акимов отметил, что помимо соблюдения очевидных принципов, таких как быть онлайн, секьюритизация, мультисервисность и проактивность, необходимо вовлекать частные сервисы в государственные услуги. Вице-премьер подчеркнул, что понимание, как это сделать, и необходимые ресурсы есть. 
«У нас принято решение по национальной системе управления данными, мы запустили проект по гособлаку, у нас пилотируется вместе с «Ростелекомом» и «Восходом», нашими главными партнёрами, гибридное облако, потому что мы будем привлекать частные ресурсы по хранению данных и вычислительные мощности, а управлять ими будем с государственной руки, собственно, для нужд государственных органов. Еще раз хочу сказать: мы понимаем, как это делать», – добавил он. 
Третий вызов – управленческий, он заключается в переходе на прозрачное управление на основе данных и решений искусственного интеллекта. 
«Как менять бизнес-процессы. Мы способны переходить к честному, понятному, прозрачному управлению на основе данных, на основе решений и экспертной поддержи с помощью системы искусственного интеллекта», – объяснил вице-премьер. 
В пример спикер привел ФЗ-44, который регулирует госзакупки. По мнению Акимова, его содержание отражает действительность десятилетней давности. «Даже закупка IT-решений невозможна в нормальном виде через процедуру, предусмотренную 44-ФЗ, или в законах, которые регулируют закупки госкомпаний. 
Тем более там недоступна закупка решений 2 и 3 поставщиков, а это необходимо, потому что ты можешь сесть на технологическую иглу, зависимость от решений определенных провайдеров», – заключил он. 
Также вице-премьер отметил вопрос сертификации беспилотных автомобилей. По его словам, сегодня количество беспилотников в США – более полутора тысяч, в то время как в России их всего около 40. 
«Система сертификации выпускаемого беспилотного транспорта автомобильного не приспособлена к этому сюжету, она создавалась под другую технологическую эпоху», – сказал он. 
Заместитель председателя правительства отметил, что в вопросе перемен цифрового сектора важна скорость. 
«Если это не сделать за считанные месяцы, сейчас, то время для этих технологических изменений будет упущено. Необходимо абсолютно новое законодательство технологическое... Мы этой работой пока не удовлетворены с точки зрения темпов, нужно все это делать значительно быстрее», – заключил он.
Источник: Цифровая экономика 2024
https://digital.ac.gov.ru/news/1261