Искусственный интеллект позволит учителям учить

По мере распространения коронавируса все больше городов в разных странах вводят карантин и приостанавливают работу учебных заведений. Эксперты отмечают, что уже сейчас современные технологии могут минимизировать ущерб от закрытия учебных заведений, дав возможность дистанционного обучения, а также использования искусственного интеллекта (ИИ), который также может освободить учителей от чрезмерной административной нагрузки, не связанной с процессом обучения детей.
Эксперты оценивают перспективы внедрения ИИ в образовательной сфере
Интеллект против вируса
На минувшей неделе власти ряда стран и регионов объявили о временном закрытии учебных заведений из-за эпидемии коронавируса: в Ирландии школы и вузы будут закрыты до 29 марта, на Мальте правительство временно закрывает все образовательные учреждения и отменяет все массовые мероприятия. Министерство здравоохранения Латвии объявило о введении в стране чрезвычайной ситуации, которая продлится с 13 марта по 14 апреля, что предполагает закрытие учебных заведений. Президент Филиппин Родриго Дутерте ввел карантин в столице страны, что также подразумевает закрытие школ и отмену массовых мероприятий. В США на этой неделе власти штатов Огайо, Мэриленд и Мичиган приняли решение о временном закрытии всех общеобразовательных школ. В Италии школы и университеты закрыты еще с 4 марта.
Впрочем, уровень современных технологий уже сейчас позволяет минимизировать негативные последствия от ограничений, связанных с карантином. Введенный во многих китайских городах карантин еще в конце января привел к бурному росту рынка дистанционных услуг. Так, приложение WeChat Work (корпоративный вариант популярного мобильного приложения для обмена сообщениями WeChat) увеличило число пользователей в 10 раз 10 февраля, когда многие китайцы вернулись к работе после новогодних каникул. Этим приложением пользуются 2,5 млн компаний и 60 млн их сотрудников. А приложение DingTalk, разработанное Alibaba также для сотрудников компаний, даже несколько раз зависало в начале февраля после того, как в нем начали одновременно общаться корпоративные пользователи почти из 10 млн компаний.
Еще в начале марта ЮНЕСКО сообщило, что из-за приостановки работы образовательных учреждений 290 млн школьников и студентов не могут учиться.
Впрочем, так же как и в случае с технологиями, позволяющими дистанционно работать, современные образовательные технологии позволяют минимизировать ущерб от закрытия школ и университетов.
По данным специализированного британского портала Education Technology, некоторые компании уже предлагают властям и образовательным учреждениям свои разработки по дистанционному обучению, обучающие интернет-платформы и образовательные программы с использованием искусственного интеллекта.
Образовательный проект Google for Education предложил льготные программы, которые позволяют расширить число обучающихся дистанционно на его платформе без дополнительной платы. Обучающая интернет-платформа Kahoot, услугами которой дистанционно пользуется около 50 млн человек во всем мире, предложила попавшим в карантин школам временный бесплатный доступ к пакету своих услуг, за который обычно взимается плата. А британская компания Century Tech, разрабатывающая решения для дистанционного обучения при помощи ИИ, выступила с инициативой использовать подобные технологии для учащихся школ и университетов, закрывшихся из-за эпидемии. «Когда происходят какие-то серьезные потрясения — от природных катаклизмов до вспышек заболеваний, как правило, страдает сфера образования,— уверен глава Century Tech Прийя Лакхани.— Мы уже давно предлагаем наши технологии на бесплатной основе в тех местах, где такое происходит, например сирийским беженцам, находящимся в центрах временного размещения на Ближнем Востоке».
Больше возможностей для креатива
Впрочем, современные технологии в образовании — от дистанционного обучения до ИИ — не первый год активно внедряются и вне зависимости от форс-мажорных обстоятельств. С прошлого года в Университете Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) работает специальная обучающая платформа ИИ, созданная с применением соответствующих технологий Microsoft Teams. Автором программы стал местный преподаватель Дэвид Келлерман, который считает, что эта платформа помогает не только студентам, позволяя круглосуточно получать нужную информацию, но и самому университету, снижая процент студентов, бросающих учебу.
Платформа представляет собой гибрид группового чата и чат-бота, в котором студенты могут практически мгновенно получить разъяснения по тому или иному учебному вопросу; узнать, где найти материалы для семинара; понять, что происходило на пропущенной лекции; найти дополнительные материалы для решения той или иной задачи.
Исследователи Стэнфордского университета считают, что уже к 2030 году ИИ будет играть важнейшую роль в системе образования США, особенно в школах и дошкольных учреждениях. Так, например, обучающий мини-робот Ozobot уже несколько лет позволяет в игровой форме учить цвета, развивать пространственное и логическое мышление и даже получать первичные навыки программирования. «Развитие ИИ позволяет разрабатывать более индивидуальные программы обучения, когда школьники и студенты могут осваивать программу со своей скоростью и используя те образовательные технологии, которые подходят именно им»,— считают в Стэнфорде.
Современные технологии и ИИ в области образования могут помочь не только учащимся, но и учителям, освободив их от рутинной административной работы, которая отнимает много сил, времени и нервов. По данным доклада британского Управления по контролю за качеством образования (Ofsted), которые приводит FT, 98% школьных учителей заявляют, что им нравится их работа, но больше половины рабочего времени они вынуждены проводить вне собственно класса из-за огромного объема рутинной административной работы — от составления планов уроков до проверки тетрадей, заполнения журналов и составления отчетов. Такой объем административной работы приводит к моральному и физическому истощению учителей.
Более трети британских учителей уходят из школы, не проработав там и пяти лет, а около половины учителей заявили, что постоянно испытывают депрессию и приступы паники из-за большого объема бумажной работы, не связанной с обучением детей.
Эксперты считают, что власти должны обратить на это внимание и активнее внедрять технологии, которые могут разгрузить учителей от бумажной административной работы и дать больше времени на учебный процесс. «Технологии могут дать учителю больше времени и сил непосредственно на обучение, на креативную работу, на развитие у детей навыков созидательного и критического мышления»,— считает глава Century Tech, которая разрабатывает программу ИИ, позволяющую анализировать работы учащихся, их оценки, ответы на тестах и помогающую учителю делать выводы о том, в каком направлении нужно работать с тем или иным учеником.
Источник: Коммерсантъ
https://www.kommersant.ru/doc/4289733