Эксперты ЦТЭП оценили работу механизмов электронного участия в Петербурге

Эксперты ЦТЭП провели исследование о функционировании каналов электронного участия в Санкт-Петербурге. Работа выполнена в рамках реализации гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-311-9003 «Электронное участие граждан в городском управлении на примере Санкт-Петербурга»).
 
Исследование специфики функционирования каналов гражданского участия в Петербурге было проведено методом экспертного опроса. В состав экспертной группы из 50 человек вошли представители органов местного самоуправления, территориальных управлений, региональных властей и управляющих компаний, лица, принимающие решения в сфере управления территориями, занимающиеся непосредственно коммуникаций с гражданами, внедряющие проекты электронного участия.
 
По результатам опроса, большинство экспертов очень часто (каждую неделю) взаимодействуют с гражданами в рамках выполнения своих служебных обязанностей (рис.1 ). Такие показатели характерны для большинства предметных областей, в которые вовлечены эксперты: промышленность, наука и инновации, информационные технологии, стратегический комплекс, потребительский рынок и предпринимательство, туризм, пространственно-территориальное развитие, демографическая ситуация, трудовые ресурсы и рынок труда, образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт. Несколько ниже показатели активного взаимодействия с гражданами у представителей отрасли транспорта, экологической безопасности, коммунальной и инженерной инфраструктуры.
 
 
Рисунок 1 – Распределение ответов экспертов на вопрос «Как часто Вам приходится взаимодействовать с гражданами в рамках выполнения служебных обязанностей?», %
 
По мнению экспертов, наиболее востребованными гражданами каналами являются личные визиты в органы власти, портал «Наш Петербург» и электронная приемная Губернатора (рис.2). Эти же каналы наиболее востребованы общественными организациями и представителями бизнеса. Эксперты не отметили больших издержек для граждан ни по одному из предложенных каналов. Эксперты также обозначили, что для использования различных электронных каналов гражданского участия получение ИТ-навыков высокого уровня не обязательно.
 
 
Рисунок 2 – Экспертные оценки каналов участия граждан: социально-экономические критерии
 
Большинство опрошенных экспертов отмечали, что электронные каналы могут оказать реальное влияние на принятие решений, но в то же время и усложнить работу органов власти, что, в свою очередь, может привести к снижению эффективности работы по другим направлениям.
 
По результатам опроса, 32 эксперта оценили опыт взаимодействия с гражданами в целом как позитивный и конструктивный, по результатам которого было принято какое-то решение. Еще 8 считают, что по итогам взаимодействия были предприняты определенные шаги в направлении решения проблемы, но к эффективному решению это не привело. И 2 эксперта оценили подобный опыт как неконструктивный, диалог не состоялся. Абсолютное большинство экспертов (41) отметили позитивные изменения после начала функционирования порталов электронного участия, а именно: органы власти стали более чутко и оперативно реагировать на запросы. Двое принявших участие в опросе экспертов считают, что все осталось по-прежнему, и 5 экспертов замечают изменения в негативную сторону. По мнению половины экспертов (26), использование технологий электронного участия может оказать реальное влияние на принятие решений, ориентированных на развитие города.
 
Экспертный опрос был проведен в феврале 2020 года в формате очного анкетирования. 
Отв. исполнитель: аспирант Е.Ю. Видясов, научный руководитель: А.В. Чугунов.
 
Основные результаты представлены в следующих публикациях: 
1. Видясов Е.Ю. Результаты эмпирического исследования функционирования каналов электронного участия граждан: материалы экспертного опроса в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. 2020. № 4 (136). С. 140-144.  
2. Видясов Е.Ю. Оценка технологических возможностей функционирования коммуникационных каналов гражданского участия (на примере Санкт-Петербурга) // Информационные ресурсы России. 2020. № 3. С. 26-28.